Давление, как аспект техники заточки. Критерии его выбора, нюансы, их влияние.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 962
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Давление, как аспект техники заточки. Критерии его выбора, нюансы, их влияние.

Сообщение oldTor » 24 сен 2016, 16:46 #1

Одним из важнейших аспектов, влияющих на процессы абразивной обработки, в частности, заточки, является давление.

Основной ошибкой, особенно у начинающих, было, есть и будет - неумеренное и чрезмерное давление, по вполне понятным причинам - хочется сделать инструмент "острее, как можно быстрее".
Ошибочно кажется, что чем больше приложить усилие, тем эффективнее пойдёт процесс, особенно, если из-за неверно выбранного угла заточки, или непопадания в него, или слишком грубого абразива, в т.ч. неудачно выбранного, за вменяемое время не происходит заметного заострения режущей кромки.
Очевидные минусы избыточного давления, такие как более сильное и глубокое засаливание абразива, более скорое его выглаживание или, наоборот, чрезмерно активная обновляемость, низкая однородность обработки, увод угла из-за упругости фасок в зоне режущей кромки, и пр., и как следствие вышеперечисленного - наоборот снижение производительности, сейчас подробно обсуждать не буду, хочу затронуть несколько иную сторону.
Минимальное давление, тоже далеко не всегда является оптимумом, по крайней мере само по себе - есть большая разница между "неуверенным поглаживанием" клинком абразива, и чёткими выверенными движениями, с осознанным выбором малого или минимального давления.

Как же тогда быть, как выбирать давление и как регулировать его, заставить его работать на себя, что менять в технике работы в зависимости от выбранного давления?

Неоднократно, говорили и писали о том, что оптимальное давление выбирается, чисто практически, началом работы с минимального, постепенно чуть-чуть повышая его до чёткого тактильного отклика, показывающего, что абразив режет. Не гладит и не дерёт, а равномерно режет. Конечно, есть определённые границы, внутри которых, годится менять давление, или более того - необходимо. Но в целом - допустим определились. Вроде всё просто. Пока что.
Но вот выразить цифрами детальную конкретику - уже задача по-моему мало реальная.
Разумеется, можно посчитать пятно контакта, замерить вес, запомнить состояние фаски, которую начали обрабатывать, но эти данные не будут ничего стОить, как только мы изменим хоть какой-то из параметров. Возьмём тот же абразив, но другой площади, клинок из другой стали, или такой же, но иначе обработанной, в другом состоянии, с более широкими или более узкими фасками, будем работать намного бОльшей или меньшей амплитудой, другими движениями, меняя и комбинируя их направления и пр. и пр.

Исходя из этого, думается, что выбор оптимума, это вопрос исключительно вдумчивой практики и манеры работы, накапливаемый опыт, чутьё, вырабатываемое таковым, а не жёсткие конкретные цифры. Но не всё так "ужасно" - общие моменты и наработки, некие границы, на которые стоит ориентироваться, определить вполне можно.

Попробую показать на конкретном примере, что и как происходит при незначительных сменах давления, ограниченных разумными рамками, вкупе со сменой направления движений, их амплитуды, смены пятна контакта и прочего, что и составляет технику заточки.

Производилась заточка ножа из стали AUS-8, на двух абразивах - советский электрокорунд марки 24а с зернистостью м28 (F360) и вашите, в притирке её рабочей поверхности на порошках карбида кремния до фракции F500:

Изображение

На электрокорунде была выполнена заточка на 17 градусов половинного угла, со снесением следов предыдущих правок, микрофаски, обычным образом. Перейдя на вашиту, я постарался показать те моменты, о которых шла речь выше. Для начала фото - масштаб съёмки 9:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали, фото кликабельно, доступна развёртка в 100%:

Изображение

Теперь детально разберу то, что можно наблюдать на фото - три этапа.

Сначала, сделал по паре проходов на сторону вдоль кромки, убирая вероятные заусеночные явления, используя настолько малое давление, которое было можно. Далее, использовал давление, максимально допустимое в разумных рамках, т.е. не дающее отгиба фаски у зоны РК - выход на кромку произошёл сразу, а угол с помощью "костылька" для заточки, был выставлен и скорректирован точно под те же 17 градусов на сторону, при смене абразивов. Работал короткой амплитудой, переменными движениями вперёд-назад, с достаточным количеством олеиновой кислоты, постоянно меняя направление, создавая "сетку" рисок - т.е., по моему мнению, оптимальный режим для более скорого удаления рисок от предыдущего абразива.

Проведя ногтевой тест и осмотр в оптику (контролировал процесс через микроскоп мпб-2, 24х), убедившись в однородности проработки, очистил камень и нанёс минимальное количество олеинки - камень лишь слегка смазан. Продолжил работу бОльшей амплитудой, чуть поменяв положение камня для небольшого увеличения пятна контакта и однонаправленными движениями, "на зерно", получая больше наволакивание и выглаживание, нежели абразивное резание. Из-за уменьшения количества СОЖ и уменьшения давления, зона обработки сместилась ближе к кромке (отчасти мельчайшее повышение угла могло произойти и от стачивания его, так как на "костыльке" есть недостаток большинства точилок - в установке угла участвует кромка, хотя если на обдирочном этапе это может влиять заметно, на уже собственно заточном - влияет мало).

Однако, поскольку мне хотелось и получить более агрессивный рез на этом ноже и показать больше в плане аспектов работы, далее я опять изменил её манеру - снова очистив камень, взял чуть побольше олеинки - примерно среднее количество между первым и вторым этапом, прибавил давление на клинок, но расположил камень наискось, чтобы при работе получать бОльшее пятно контакта - подстраховаться и нивелировать, если таковые будут, ошибки с давлением. (Нередко, кстати, при доводке движениями малой амплитудой, вообще располагаю нож вдоль камня, для увеличения пятна контакта - распределения нагрузки на кромку даже при очень малом давлении). Работа условно "средней" амплитудой - движение "на зерно" акцентировано, а "возврат от зерна", слабее. Потому, получились не ярко выраженные зубцы, как бывает при завершении работы строго на зерно, но и не так однородно, как если работать переменными движениями более равноценными.
Видимо, мне удалось и на последнем этапе, чуть увеличив давление (повторюсь - все изменения давления, в разумных рамках - никакого "надавил от души"), не ошибиться - выход на кромку произошёл, фаска в зоне режущей кромки не отгибалась, смещение зоны обработки ближе к кромке произошло, считаю, в силу более глубокого врезания зерна + съём стали на самой кромке сразу.

Резюмируя коротко - на одном макрофото, с одним выставленным углом заточки и его изменением в процессе работы на одном камне на + примерно 3\10 градуса, к завершению работы, можно наблюдать три различных варианта обработки, отличающихся следующим образом:
1) Давление высокое, много СОЖ, малая амплитуда,"сетка", пятно контакта малое.
2)Давление минимальное, минимум СОЖ, большая амплитуда, "на зерно", пятно контакта чуть больше.
3) Давление среднее, СОЖ средняя, амплитуда средняя, акцент "на зерно", пятно контакта самое большое из трёх.

По-моему достаточно яркий пример влияния техники работы на результат.

Botanic
Сообщения: 2331
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Давление, как аспект техники заточки. Критерии его выбора, нюансы, их влияние.

Сообщение Botanic » 01 май 2018, 20:52 #2

Нажим и разница в работе


Серый туффит и уменьшенный нажим
Режет насечку при уменьшенном нажиме и гладит при чуть большем.
Возможно, там есть некий коридор для этой особенности, но не хочу ничего переделывать - пускай остаётся как мысль, что работа зависит от структуры поверхности (у туффита она не слишком гладкая, потому и насечка появляется).
примером разницы работы абразива в зависимости от нажима может служить тема про серый туффит
Изображение
1 и 2 при обычном нажиме - пришлось покорячиться со светом, чтобы риски стали видны.
3 - при уменьшенном (взял угол чуть меньше, потому риски не выходят на РК) - корячиться со светом не пришлось: прямо искрятся.

Aiiwatani при минимальном нажиме с суспензией режет риски и не подаёт признаков снижения агрессивности реза. Если чуть повысить нажим - начинается работа потоньше и процесс идет.
Возможно,
  1. при малом нажиме работают острые края зерен.
  2. При нормальном нажиме они притупляются, либо происходит нарезание рисок и их замазывание.
  3. При нажиме выше среднего начинает включаться уровень структуры поверхности камня, а не зерен, и риски вновь вскрываются.


Нажим и суспензия
Cм. оптический контроль - выглаживание, признаки работы суспензии, матовая поверхность.
Нажим и траектория движения в совокупности, разумеется, с характеристиками поверхности камня (фактура, обновляемость) определяет, будет ли свободное зерно работать
  1. в свободном режиме катаясь и нарезая короткие риски
    (не работает с вязкими и мягкими сталями или при слишком большой твердости камня-основы - керамика, например)
    На крупном зерне возможно и биение зерна об РК.
  2. в полусвязном режиме
    находясь в прижатом состоянии и без свободного перемещения
  3. в связном режиме
    т.е. лишь дополняя работу закрепленного зерна.
    Здесь определяет работу уже закрепленное зерно камня и структура поверхности последнего.
Например
Изображение
(вариация финиша ножа из стали VG-10 на coticule + koma-nagura)
Различимы два характера поверхности:
  1. где фаска имела прямое взаимодействие с поверхностью камня при некотором нажиме - более зеркалящая и гладкая поверхность
  2. и подернутая рябью матовая кратерная поверхность перехода в зеркалящую поверхность - это где прилегание фаски было мало и себя проявила суспензия, набив матовость и ямки.



Нажим и деградация суспензии
какие-то процессы по деградации зерна включаются лучше при чуть большем нажиме:
Изображение
(m390, суспензия грубого CG от aj_1001 на хиндостане)


Нажим, сланцы\плотные камни и паразитная риска
Без суспензии при нажиме чуть выше среднего, а иногда и на среднем, сланцы дают риски грубее среднего (Grey Alania, Grey Alania New, Bordo Brazilian, Green Brazilian, Guanxi c12K... bbw, aiiwatani).
...suehiro gokumyou GMN-150, 200. (150-ка в этом плане менее капризна)
На микроподводе же это не столь заметно.
  • Возможно, из-за меньшего нажима, но численно я это не замерял и в физике процесса не рублю.
  • Возможно, идет адгезионный срыв кусков стали и он по каким-то причинам на большей площади контакта проявляется сильнее (локальный передав, качение, длина траектории).
  • Возможно, идет срыв упрочненного слоя стали и эти оторванные комочки режут свои специфичные риски.
  • Возможно, где-точто-то шкрябает и единичные зерна выпадают и режут.
Короче, на том же гоку 15000грит получить гораздо сложнее, чем на байкалите с порошком хрома 0.3мкм.
Я это зову "проклятием плотных камней". Обычно "плотность" идет в руку с "твердостью" и "удельным весом", но не всегда - тут структура выходит на передний план.
Еще можно выделить у котикулов, что чуть плотнее среднего, разделение на:
работу с свободным зерном и рисками - обычный нажим,
и выглаживание без особых рисок (их рельеф сильно сглажен) - доводка - малый нажим(обязательно), +\- притирка(вспомогательное).
Так что здесь все не так уж просто.


=====================
Как следствие отличия по силе нажима, пощади контакта и углу атаки (акценту нажима на РК)
--- в стационарном виде и в схеме работы подвижным абразивом(в точилке, по бликам) работа может несколько отличаться.

Стало выглядеть довольно сложно все.
Но на деле:
  1. малый нажим, который даёт легкий начес рисок
    актуален для задания зубчика агрессивного реза
  2. обычный нажим
    при котором абразив работает штатно
    и ничего не отгибается, не скалывается
  3. случаи с свободным зерном
    где на деле при заточке просто нужно не продавливать слой суспензии,
    а при обработке поверхности - смотреть на тип необходимого рельефа (
    Дымчатая поверхность,
    Методы притирки,
    Оптический контроль: выглаживание и признаки работы суспензии
  4. карбиды, комочки
    рабочий нажим + подбор абразива и суспензий
    см. Оптический контроль: карбиды, комочки
    см. Выступающие карбиды

Т.е. в чистом виде достаточно придерживаться стратегии "минимальное усилие, необходимое для работы абразива".
В остальном же давление работает в совокупности параметров и вычленить его сложно. Проще говорить об акценте нажима, тактильных ощущениях и подборе траектории движений.



Связные темы:
  1. Давление: основы
  2. Выступающие карбиды
  3. Работа с суспензиями
  4. Оптический контроль
    • признаки работы суспензии
    • выглаживание
    • биение суспензии
    • ...
  5. Дымчатая поверхность
  6. Методы притирки
  7. Скрашивание РК
  8. Блеск и замазывание\зализывание рисок

Botanic
Сообщения: 2331
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Давление, как аспект техники заточки. Критерии его выбора, нюансы, их влияние.

Сообщение Botanic » 01 май 2018, 21:47 #3

Нажим\аккуратность работы


Изображение
Suehiro-Cerax-1000-new-(аккуратно-vs-обычно)
Слева результат аккуратной работы с чутким контролем нажима,
справа - обычный режим.

Подробнее Абразивы от ИНФ-Абразив. Grinderman и "Рубанков.нет": Сравнение Петроградъ с Suehiro cerax 1000 new

Дубль О выборе в целом: аккуратность работы

Botanic
Сообщения: 2331
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Давление, как аспект техники заточки. Критерии его выбора, нюансы, их влияние.

Сообщение Botanic » 01 май 2018, 21:47 #4

Нажим и паразитка

Изображение
1 и 2 - малый нажим, пара движений.
Агломерат стучит - отдаётся и в руку и слышно ухом без особых проблем.
Вреда нет - просто есть пятно с большим глянцем (чернота на 1), но рисок паразитных нет (2).

3 - средний нажим, пара движений. Казалось бы, та же чернота, вреда нет.
4 - другой угол освещения. Проявились те самые длинные риски, которые плохо выводятся.
Очевидно, давление имеет значение при работе таких агломератов, даже если ничего нигде не шкрябает.

См. подробнее Дефекты камней: Не всегда\все дефекты вредные


Вернуться в «Методы, способы, хитрости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость