Ошибки при заточке

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 27 июл 2017, 14:05 #21

Слишком мягкий брусок


Пришлось тут перетачивать F1 из VG10, которым на охоте кости порубили. Благо, деятеля вовремя остановили и РК получила не так много повреждений. Результат - скол на РК около 1,5 мм глубиной, на прямом участке РК, остальное по-мелочи.
Надо сказать, для тех кто не в курсе (вдруг есть такие), что F1 имеет линзовидные спуски в ноль, и при переточке владелец пожелал сохранить угол заточки РК. Как следствие - было необходимо обдирать мясо не только с РК, но и спуски поднимать.
Была у меня мысль что зря взялся за этот нож. Но точить так точить.

Первой ошибкой стал неправильный выбор камня для обдирки, водник 220 грит от Нанивы.
Почему не правильный? потому что при такой переточке на камне образовывалось много свободного абразива. А при необходимости сохранения линзы на спусках и РК, обработка РК (уже, конечно, не совсем РК, скорее перехода РК к спуску) иногда происходила на угле, близком к 0 относительно спуска. Результат действия свободного абразива - обширные царапины на спусках, где обработка не планировалась.
Как избежать? - нужно было использовать более твердый абразив, либо чаще смывать отработку с камня. Другого абразива у меня не нашлось, а вот мыть камушек надо было.
Вообще надо переходить на алмазы на грубых работах, наверное.
http://forum.guns.ru/forummessage/224/5 ... 53182.html

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 27 июл 2017, 14:08 #22

Suehiro SH/W-42 vs Washita на разношерстой нерже



Проблема
Попал сегодня ко мне в руки ножик Tramontina с изуродованной РК.
Трамонтина самая говенная, по всей видимости, кЕтайская.
Сколы, замятия, РК по остроте соперничает с обухом.
Самый грубый из наличиствующих камней 1к от комбика Suehiro.
Пошла работа... Камушек, вдруг разродился огромным кол-вом суспензии. Раньше за ним такого замечено не было. Давление минимальное, а суспензия прет.
Суспензию постоянно смывал, проверял РК на заостренность... Блин! Не заостряется! Сколы не уходят.
Прошло около часа. Вроде, часть сколов сточилась. РК остротой, совсем не поражает.
Подводы страшенные! По виду многократно терялся угол. С чего бы это?


Неожиданность
Чудо! Вашита за 5 минут сделала больше и, существенно, лучше чем Suehiro 1к и 3к.
5 минут на другую сторону. Пара минут со сменой сторон - бреет.


Решение
если уж есть замины, то это дело не для 1000-ка, а для 400.
Проблемы с суспензией, помимо неправильной гритности, еще связаны с тем, что Вы угол пытаетесь поймать, следуя тактильным ощущениям. Подвода сформированного нет, на РК грязь и рвань - нет отклика от мягкого камня, которого вся география РК тормошит и раздирает, заставляя отдавать зерно.
+стандартное "нет отклика - надо поднадавить".
+рекурва стаскивает зерно с краев камня.
+перед работой стоит проверять плоскостность камня.
+достаточно какого-то начального количества суспензии и камень будет стачиваться, вне зависимости уже от затачиваемого РИ.
Мягкая нержа требует более твердых по связке камней.

Вот отвлекитесь от общей формы и представьте, что нож с зазубринами, заминами и прочим - это просто некая пластинка из жести, край у которой имеет нерегулярный и завернутый характер. И вот когда вы на 1000ке пытаетесь придать краю равномерность и ровность, то первичное взаимодействие с камнем имеют как раз эти неровности. А уж они работают, практически, как грабли. Да, они стачиваются, но очень потихоньку, больше разрыхляя поверхность камня и выдирая зерно.

Разумно предположить, что с подготовленной и ровной поверхностью все будет несколько по-другому.
Ежель Cerax только абразивно, т.е. пытается сточить, а вытянуть - связка на позволяет, то вашита, в моём представлении (увы, не уверен на 100%, что оно правильное), работает в данном случае не только на абразивный рез, но и на вытягивание этих дефектов речи на линии РК.

К чему это все веду. Я сам не любитель долго кухню точить и не раз с сабжем сталкивался.
Довелось попробовать King 1000 - отличный камень, течет крайне умеренно, заметно меньше cerax 1010. Но вот совсем не уверен, что и на нем не вышло бы аналогичной ситуации.


Источник: http://forum.guns.ru/forummessage/224/1417910.html

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 27 июл 2017, 14:11 #23

Преждевременный переход к сл. стадии


При слишком раннем переходе на сл. стадию:
  1. остались риски от предыдущей стадии
    - стойкость снижается
  2. нет выхода на РК
    - зазря потраченное время + весьма вероятно появление мыльности реза
  3. в рамках пробы нового камня переход с недостаточной подготовкой РК
    - можете не увидеть результата работы камня
  4. слишком большой объём работ для камня
    потенциал камня не раскрыт + см. пункт "нет выхода на РК"
  5. +\- проблемы с заусенцем
  6. Обрабатываемая площадь
    одно дело, когда идет работа по микроподводу,
    совсем другой расклад, когда обрабатывается стамеска по всей площади заточной фаски.


Пример
https://forum.guns.ru/forummessage/224/ ... 55812.html
есть ощущение, что толи заусенец не снимается, толи на какой-то стадии не прорабатывается кромка полностью, хотя заусенец снимается
вот фото шаптона 12000 и веневского 3\2 на кершике аус8, до 3\2 гонял с 50\40 постепенно все зернистости с пастами.есть подозрение что 50\40 неоднородный, и косячит саму кромку так, что уже остальные не снмают от него проблемы
Изображение
Изображение


Решение
Линия РК неровная - по моим меркам, стадия 3КГрит не пройдена.
Геометрия заканчивает формироваться на стадии 3000 Грит и никаких неровностей быть не должно.
См. Схема заточки - основные стадии

Заусенца не вижу, но надо смотреть с обеих сторон.

Какие есть варианты решения:
  1. посмотреть на РК сверху (под микроскопом) и убедиться, что есть блики и РК различима. На 1 КГрит стадии это допустимо, но не выше.

  2. Подозрения по поводу косячности абразивов и выхода на РК снимаются так:
    снять ТБ(т.е. равномерно затупить РК, отполоскать), увеличить угол и проточить на сл. стадии, пока не появится рез.
    Как появится рез - это уже что-то есть, но еще не все - должна появиться сыпь на ногте(ногтевой тест*) - вот тогда все. Бумажка начинает резаться и без полного выхода на РК.
    про ТехБарьер и прочее можно посмотреть здесь
    Путеводитель по заточке
    В частности:
    Полоскательные (веерные) движения. Технологический барьер.
    и Схема заточки - основные стадии -- по последней ссылке описаны основные стадии заточки и что на них должно получаться + методы контроля результата.
    Вкратце необходимую инфу, вроде бы, и без того рассказал.

  3. В общем-то все уже сказал: после смотрим, что нет бликов при просмотре РК сверху, что линия РК ровная.
    ТБ рекомендуется ставить на камне до заточки на 1КГрит и 3КГрит.
    Далее выход на РК контролируется по признаку сведения рисок(смена направления -- после перехода с алмазов лучше два раза сменить) или по ногтевому тесту*
______________
* Путеводитель по заточке/Часть 2: Практика/Методы контроля/Ногтевой бритвенный тест
______________
Не особо дорогую увеличилку можно смотреть здесь Оптика для оперативного контроля

Еще о ТБ
  1. ТБ полосканием можно выполнить и при зажатом в приспособе ноже, полагаю.
    Я ТБ выполняю на кусочке абразивной пленки ~5х2см.: зажимамаю между большим и указательным пальцами так, что пленка чуть прогибается, и дальше по ней полоскаю РК ножа без особого нажима, следя за уровнем прогиба пленки - ничто не мешает возюкать не по кусочку пленки, а наоборот.

  2. ТБ делается с целью отсечения деформированного слоя с технологической памятью, чтобы избежать ползущих дефектов. Если в это не верите, то ТБ остаётся способом отслеживания, что вы выровняли линию РК и вышли на РК текущим абразивом. Обычно ТБ делают (см. ссылку на теорию ранее) на 1КГрит и потом заточка на 1КГрит, потом ТБ на 3КГрит и заточка на 3КГрит.

  3. Исходя из этого и из размера неровностей на снимках, ТБ стоит сделать до 20\14, но делать его я бы не стал на алмазе - слишком прорежет РК и не будет необходимой однородной гладкости.

  4. Заусенец - как хотите, можно и получить его после ТБ. Но на стадии 3КГрит заусенца особо-то и нет в обычных случаях. Заусенец волне сводится и без ТБ простым уменьшением нажима и стачиванием + смена направления рисок помогает - см. "Заусенец. Конспект" в оглавлении путеводителя +\- направление рисок.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение oldTor » 27 июл 2017, 14:15 #24

Преждевременный переход



пробуя очередные новые для себя абразивы, взялся заточить немного севший и получивший на природе замятия от строгания древесины с песком и задевания по шампурам, ножа "финский" мастерской Чебуркова из х12мф - нож кстати очень удобный и уже не первый год на природе у меня один из самых любимых:
Изображение
Ранее нож был заточен на две фаски: на 28 на вашите и финишная на 30 градусов на арканзасе. За пару сезонов выездов на природу правился на опять-таки арканзасе раза три.
И тут я решил опробовать на нём "обновки":
Изображение

Угол было принято решение увеличить, и я стал затачивать на полный угол 34 градуса.
На верхнем брусочке от Гриндермана я быстренько убрал замятия и несколько не самых маленьких забоев от песчинок, затем на Т2 320 и 600 выполнил основную заточку. Всё было очень быстро, на каждом камушке работал минут по пять. Т.е. пока всё шло прекрасно.
Далее я взял вот такую пару абразивов для префиниша и финиша и ошибся....:
Изображение
Борайд as-9 оказался к месту, острота вышла прекрасная, фаска чистенькая.... ошибочно чистенькая... Я недооценил перепады глубин рисок от синтетического абразива и решил, что можно перейти сразу на транслюцент. А этот транслюцент один из самых тонких у меня...
Да, памятуя о тонкости этого арканзаса, я повысил половинный угол на 1\10 градуса (поскольку всё делал на этот раз на приспособе, то была возможность такие мелкие значения угла выставить очень точно).
Но это не спасло ситуацию - если в некоторых ракурсах и освещении всё выглядит вполне пристойно:
Изображение

То в более информативных, картина резко отличается:
Изображение

Риски от Борайда не убраны полностью и выходят местами на кромку. Грубейшая ошибка!
Вот как раз тот случай, когда перед транслюцентом следовало бы использовать какой-нибудь сланец, желательно с суспензией, позволяющий быстро и без сажания на РК более мелких, но тоже агрессивных рисок, убрать таковые от предыдущего абразива.
Т.е. конечно, эффект от приглаживания рисок борайда вышел - острота приросла, волос застругивается, кромка достаточно агрессивна в резе и по ощущениям при проводке по ногтю, удовлетворительно однородна. Однако она не будет обладать той стойкостью, которая была бы желательна.
Хотя в меньшем увеличении всё выглядит достойно - кстати можно наблюдать остатки старой заточной фаски от вашиты:
Изображение
Изображение
В общем я допустил грубейшую ошибку, а всё потому, что повёлся на кажущуюся гладкость фаски после борайда и её близкость "зеркальности", и без тщательного осмотра фаски и РК в дОлжном увеличении взялся за арканзас...

P.S. На всякий случай, хотя по-моему это и излишне, но напоминаю, что зернистость брусков Boride указывается по Fepa.

[src]

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 855
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение oldTor » 27 июл 2017, 14:16 #25

Ранний переход на финишные камни: с 3000 на арканзас\финишник



По многочисленным просьбам, сделал пример того, какие проблемы подстерегают при раннем переходе на финишные камни.
Не секрет, что одним из самых распространённых сетов для заточки является водный камень 1000\3000 грит, а далее какой-нибудь твёрдый тонкий финишник.

Часто задают вопрос - "а можно ли после 3000-ника идти сразу на арканзас (или другой финишник)?"

Этот вопрос настолько частый, что я решил ответить на него один раз подробно, и более к нему не возвращаться.

Ответ: "Можно".
НО!
Надо отдавать себе отчёт в том:

  1. какую сталь мы собираемся так точить,
  2. какова геометрия заточки
    (одна фаска, две фаски, наличие\отсутствие микроподвода)
  3. и определиться:
    для конкретного случая, с конкретным клинком и сталью
    • - это вынужденная необходимость, с получением допустимого по качеству результата,
    • или вполне разумный оптимум.
Я считаю, что определить это должен каждый для себя сам, исходя из ситуации и поведения клинка при заточке.


Почему?
Постараюсь ответить на конкретном примере.


Подготовка и разбор примера
Есть клинок из быстрореза р6м5 - выбрал его, так как сталь вполне себе "народная" и трудно наверное найти того, кто ни разу не точил такую.
Клинок заточен для примера, сначала на воднике Masahiro S-1000, затем на Kasumi 3000 грит.

На 3000-нике работал с малым давлением, допуская очень умеренное присутствие суспензии, не мешая проявлению эффекта замазывания рисок предыдущего абразива.
В последнем 3000-ники, обладающие мягкой связкой, многократно замечены, особенно если манера работы безыскусна - без использования возможностей суспензии, смен направлений движений многократно для зачистки от предыдущих рисок и пр.

Вот так это выглядит в макро - по горизонтали ~2.6-2.7мм., масштаб съёмки 8:1, стэкинг, кроп, фото кликабельно, доступна развёртка в 100%:
Изображение

Разберём состояние фаски.
  • Поскольку суспензия образуется постоянно, хоть я её и часто смывал, а связка камня весьма мягка и сама по себе и тактильно в работе, ярко проявляется эффект неодинаковости проработки фаски: ближе к спуску явнее пластическое течение матрицы, "окутывающей" наиболее крупные карбиды.
  • К середине фаски, где давление максимальное (в границах малого, выбранного оптимальным при работе): крупные карбиды удалены, зато явно можно различить более мелкие - тут вообще видно всё (или почти всё) их многообразие и разброс.
  • Ближе к кромке, где выполнялся лёгкий акцент, при движениях "НА зерно" - риска явнее, виден след от движений "сеткой", которыми я поработал совсем чуть, чтобы убрать заусеночные явления, и нет такого "размазывания" стали, как на остальной фаске.
    Даже местами видно риски от 1000-ника, которые в таком режиме работы просто не успели убраться - я спецом не стал их зачищать:
    обычно их не видно и для невооружённого взгляда такая фаска выглядит почти что "зеркалом".
    И обычно в 10х лупу видны "точечки" и "штришки", но всё выглядит куда однороднее и одинаковее - почему собственно, обычно и говорят, что: "да там всё путём, пора на финиш".
Кстати, весьма рекомендую рассмотреть фото в развёртке 100% (думаю в яндекс-фото всем известно как это сделать) - благо удалось довольно недурно и детально всё сфотографировать.


Финиш на арканзасе
Ну и теперь, пришло время показать, что будет, если сразу перейти на финишник.
Для наиболее яркого эффекта, я взял арканзас, хотя и не самый тонкий - тактильно мягкий в работе нортон-пайк воскового оттенка, транслюцент.

Сначала поработал по всей фаске, чтобы удалить замазанность таковой 3000-ником, и показать, что и риски от 1000 ещё не ушли.
Понятно, что шлама было много: олеинку я менял раз 5, чернела и засорялась снятым металлом она очень быстро и густо.

И тут ещё один момент, которого надо коснуться: быстрое почернение масла вовсе не показатель что мы много сняли - не всегда это так. Иной раз может вовсе не быть заметно потемнения СОЖ, а работа производительна.
"Чернеет, значит быстро снимает" - далеко не всегда столь категорично верное утверждение. Ну да я отвлёкся.

Разумеется, "вскрытую" поверхность с неубранной шероховатостью после 1000-ника глупо точить арканзасом по всей фаске, в надежде, что за разумное время доводочник сделает то, что ещё невредно было бы сначала зачистить, скажем на водниках 5000-8000 грит, или скажем, каким-нибудь кремнистым сланцем с суспензией, или чем-то ещё, не суть.
Арканзасом я им лишь вскрыл ситуацию на фаске, а затем чуть увеличил акцент с еле заметным повышением угла:
примерно 1\6 ширины фаски, у самой кромки - проработана арканзасом нормально.
При таком пятне контакта уже можно на него переходить.
Т.е. это то, о чём говорилось ранее: актуален или нет такой переход, зависит от геометрии заточки - наличия второй (или третьей и пр.) фаски, а значит разумного, для финишного камня, пятна контакта.
Вот как всё это выглядит:
Изображение


"Арканзас сработал грубо" и мыльный рез
Часто, увидев подобное, говорят "у меня арканзас сработал грубо" или "грубее предыдущего абразива".
На самом деле, он просто вскрыл предыдущую недоработку.
При том, часто, если работать по всей фаске, то можно убрать предыдущую риску с кромки.
Однако же, в силу чрезмерного пятна контакта можно так и не выйти за разумное время на достаточную тонкость кромки, которая даст прирост остроты, а если просто убрать прежнюю риску без этого, то субъективное ощущение "остроты" пропадает: тонкой кромки пока не получено, а кажущаяся "остротой" шероховатость зоны РК от предыдущего абразива - уже отсутствует.
Так и получается "мыльный рез после натуралов" (см. далее мыльный рез).
Разумеется, в малом увеличении это трудно диагностировать.


Итог
Здесь же, я мог бы, конечно, и на арканзасе добиться по всей фаске того же состояния,
что получил на кромке, еле заметно увеличив угол (в лупу этого повышения незаметно вовсе, да и тут еле видно - правда можно, раскрыв фото покрупнее, заметить и мелкую-мелкую рисочку на кромке уже от арканзаса, и отсутствие крупных карбидов у зоны РК - он их удалил),
но это потребовало бы чрезмерных времязатрат:
негоже исправлять недоточку финишным камнем.

Способность некоторых финишников быстро затачивать стали попроще - приятный "бонус", но нечего ожидать чуда:
финишники - для финиша, а не для заточки, в конце-концов.

Как видно, ответ на вопрос "можно ли после 3000-ника переходить на финишники" - получается не таким простым.
Однако, хочу надеяться, что моя версия ответа, окажется полезной.

[src]



См. также:
  1. Оптический контроль: Выход на РК
  2. Оптический контроль: Непроточка
  3. Ошибки при заточке: 1. Недотачивание
  4. Ошибки при заточке: Преждевременный переход (и далее)
  5. Ошибки при заточке: Непроработка РК - Пример от YS Knives and Sharpening
  6. Тема: Схема заточки - основные стадии
    -- описаны основные стадии, результаты и методы их контроля

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 27 июл 2017, 14:59 #26

Не получается добиться реза волоса на арканзасе
http://forum.guns.ru/forummessage/224/1637874.html

  1. Точу только на апексе стандартным набором Борайд + черный арканзас (Дэн от рушефа). Не получается резать свободно удерживаемый волос. Брить бреет.
  2. Купил на пробу кожу на бланке (Хаптон - качество так себе) для Апекса и белую пасту dialuxe. После арканзаса, не меняя угол, поточил немного от зерна - и вуаля - режет волос в 5мм от пальцев.
________________

Наводящие вопросы и основные моменты:
  1. На синтетике на стадии 3-6, 8 и т.д. КГрит -- то, что было до арканзаса -- волос резался?
    Волос должен начинать браться со стадии 3КГрит (без заусенца).
    Если этого нет, то за арканзас браться рано.

  2. С какого камня вы переходите на арканзас?
    Допускаются варианты, когда на арк переходят с 1000грит стадии.
    Но это требует наработки навыка и понимания процесса.
    В рамках отладки ошибок лучше делать переход 1-3-6КГрит- арканзас.

  3. Преждевременный переход
    Это отдельная ошибка, который посвящен отдельный блок, но все же стоит упомянуть:
    доводка не подразумевает съёма большого количества стали.
    Поэтому на арк нужно переходить только предварительно убедившись, что риски с предыдущих стадий сведены, есть выход на РК, нет заусенца.
    Подробне - сл. два пункта

  4. Не выведены риски от пред. стадии
    При переходе на арканзас, в процессе работы им, убедитесь, что полностью избавились от рисок предыдущего абразива, для ускорения процесса, не забывайте о работе "сеткой" и попробуйте поосваивать движения вдоль кромки - они помогут и увидеть что там происходит, а подрезать кромку тонким арканзасом, за несколько проходов не удастся - это достаточно безопасно. зато помогает и визуальному контролю и более скорому удалению рисок от предыдущего этапа работы.[src]

  5. Кромка не подготовлена к тонкой доводке
    ( плохая геометрия, провалы, волны, высокая шероховатость, сопли, лохмотья и т.п. )
    тонкий, доводочный абразив снимает микроны и доли микронов, и что задача его, в основном, доводить РК. Полировать подвод можете на заточном угле и обдирочном как угодно и чем угодно, не обращая внимание на заусенец.[src]
    Геометрия заканчивает формироваться на стадии 3000 Грит.
    см. подробнее Схема заточки - основные стадии: Доводка

  6. Нажим
    Даже если исключить люфты конструкции точилки\погрешности моторики и пр.: РК легко загибается и вы уже не получите остроты.
    Еще к этому можно добавить, что на доводочных операциях передав приводит к превалированию течения стали над абразивным резом, т.е. вы не формируете более острую и точную геометрию, а лишь что-то размазываете и наволакиваете.
    И чем тверже и плотнее камень, тем выше требования к контролю нажима.
    Подробнее см. Давление: основы
    и далее уже связные темы.

  7. Контроль выхода на РК
    вариант с "я вышел на заусенец - выход на РК есть" здесь уже не работает.
    Если вы хотите стабильных результатов, то заусенец должен быть сведен на стадии 3000грит и далее появляться не должен.
    Есть контроль выхода на РК через смену направления рисок, оптический, по тестам на рез (изменение характера шороха на ногте), с повышением угла.
    При повышении угла не забывайте про нажим и заусенец.

  8. Количество движений
    например:
    "- 3 раза только 'на зерно' с первой стороны;
    - 3 раза со второй;
    - 2 раза с 1-й;
    - 2 раза со 2-й;
    - 1 раз с 1-й;
    - 1 раз со 2-й"
    не говорит ни о чем:
    Количество проходов, направление и амплитуда движений - переменные величины. Никто Вам не скажет "сколько раз повернуть шампур, чтобы шашлык вышел вкусным".[src]
    То, что выполнено некоторое количество движений не является гарантом ни выхода на РК, ни того, что нет заусенца.
    Применяйте прямой контроль результата.

  9. Ровность бруска и плоскопараллельность
    Не проверил геометрию бруска - нет гарантии выхода на РК и прогнозируемости результата.

  10. Доведенность (тонкая притирка)
    Брусок должен быть додготовлен к работе. Обычно притирка в радиусе F600 или F1200.
    Притирка подбирается под конкретный экземпляр камня опытным путем.
    Подробнее см. темы по выравниванию
    Последствия подрезания вашиты, гребни на вашите
    [временная] выравнивание камней
    Подготовка камней к работе
    Например:
    [временная] выравнивание камней: вопросы качества притирки: Влияние притирки камня на заточку
    или в той же теме: доводка арканзаса
    Если ссылки сдохнут - просьба сообщить, а материалы искать по оглавлению путеводителя.

  11. Радиусные фаски ребер
    Нет радиусных фасок - чуть-чуть увел в сторону руку и уже работаешь не площадью камня, а травмируешь РК.
    Подробнее все в тех же темах по выравниванию камней
    как делать
    Последствия нескругленных ребер (Схема - стадии заточки: 400грит)
    Дубль: визуальный контроль

  12. Люфты точилки

  13. Снимать ТБ
    перед доводкой по одному из методов
    см. ТБ
    Можно и без него обойтись, но с ним легче.

  14. Блеск, рез волоса
    что блеск, что рез волоса не должны быть первичными задачами
    Сначала -
    • геометрия без завалов,
    • однородная РК без заминов\сколов,
    • контроль выхода на РК,
    • со сменой направления рисок,
    • плавный переход со стадии на стадию, с полным убиранием рисок от предыдущего шага
    • контроль заусенца,
    • оптический контроль, а не "я все делаю правильно - ничего плохого не может произойти",
    • а уж потом, с учетом замечаний выше, придет и блеск сам собой, и рез волоса.
    Потому как и блеск можно получить не всегда без последствий
    Блеск и замазывание\зализывание рисок, да и рез волоса не говорит о том, что все хорошо: резать может и микро-заусенец, и пилка.

Т.е. большинством нужно ознакомиться с Схема заточки: основные стадии и с указанными там связанными темами - это основа всего процесса.
+ темы по подготовке к работе камня.

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 27 июл 2017, 15:01 #27

Тонкий камень не отрабатывает своих грит


Например, см. Suehiro Gokumyo: Если гоку работает грубее, чем должен.

А так - темы слишком обширная, чтобы предоставить краткий ответ.
Скажем, сюда же подходит и просто получение мыльного реза (например, см. про ранний переход на финиш в текущей теме) при переходе на финишник.
Или просто не попали в угол, нет выхода на РК и т.д.

Для синтетики, типо Suehiro GMN подходит одно (тонкая притирка без нажима + кондиционирование поверхности + работа по узкой фаске, а не по большой площади контакта), для другого - придется еще мудрить.
Например, можно попробовать замочить с крепким раствором соды - на suehiro cerax 1000 new\3000 это дало смягчение хода.
Еще влияет на работу камня:
  • СОЖ, и её количество (см. СОЖ),
  • в частности, неправильный подбор толщины пленки или СОЖ самой по себе (не то масло и т.д.),
    может привести к нарушению целостности пленки и адгезионным выхватам, что с поверхности камня, что с фасок
    (см. Адгезионный выхват или в теме СОЖ)
  • пред. стадия - какой рельеф на фаске при переходе на текущий камень.
    Если рельеф есть и приличный, то это влияет на обновляемость камня в сторону большей отдачи зерна.
    Отдача зерна - не всегда хорошо.
  • кондиция поверхности камня
    - примерно туда же + еще сама работа камня по грубости меняется
  • радиусные фаски
    - забывать не стоит. Как и заваливаться на них все равно в работе
  • замачивание
  • засалка,
    - может быть вы допустили засалку поверхности и на основе шлама сформировались комки, что и дерут фаску,
  • относительность грит
    - те же алмазы на 6000грит и водник ОА на 6000грит - сработают по-разному по глубине рисок.
    Не говоря уж о том, что разброс размера рисок даже у наиболее дорогих алмазов(Atoma, DMT, EZE-LAP, iWood) весьма приличный.
    Не говоря уж о том, что разные стали грызутся с разным успехом.
  • не все камни работают по большой площади
    - потому как вмешивается адгезия, т.е. вырыв кусков из поверхности камня
  • ...
  • и еще много чего
Все это лучше смотреть в специально отведенном форуме "Особенности работы абразивов".

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 01 сен 2017, 09:22 #28

Помидор режется лишь в одну сторону

Когда режу помидор от кончика ножа в сторону рукояти, то помидор не прорезается ножом.
А вот когда наоборот режу, от рукояти к острию, то помидор разрезается мгновенно.
Что не так то?


Это значит, что рез происходит "пилением"\разрыванием неровностями РК.

Т.е. РК недостаточно тонкая, чтобы прорезать помидор.
Но нарезаны риски и в направлении, совпадающем с ними, нож "пилит".
Это не совсем корректно сравнивать с пилой, потому как зубцы больше рвут(видно по краям среза), а не режут острой боковой гранью зубца, как это происходит у пилы.
Почему нож режет

Обычно до 1000грит - это вполне нормальная ситуация.
На 3000грит уже есть рез в обоих направлениях.

Можно еще расположить риски перпендикулярно РК и тогда пиление будет в обе стороны. Или на одной стороне пустить риски на себя, со второй - от себя ("цыганка").
Такая заточка более актуальна для мягких и волокнистых материалов.

Но это все варианты, которые не дадут тонкой остроты и будут вслед за продуктом пилить все, что под ним.

Есть более правильная заточка под такие случаи - см. Агрессивный рез (принципы)


Лучше задуматься о методах контроля выхода на РК и следить за геометрией фасок.

Рекомендую посмотреть
  1. Схема заточки: стадии
    что происходит на каждой стадии заточки и на что смотреть, что контролировать и что должно выходить в итоге
  2. Оптический контроль
    что и как выглядит под увеличением
  3. Методы контроля
    например, как отслеживать момент перехода на сл. стадию.
    Например, контроль по бликам.
  4. и, быть может, поглядеть оглавление путеводителя по заточке - вдруг что еще будет полезно\интересно.

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 23 июл 2018, 22:46 #29

Точу-точу - нож не режет: выкрашивание?

>>> Нож "Кованая сталь 110х18". Заводская заточка. Не режет. Решил поточить сам, точил по всем правилам,смотрел рк под микроскопом. Выглядит нормально. Только нож не хочет резать!
В чём может быть причина?
Я конечно далеко не мастер, но другие ножи получается затачивать без проблем. А с этим не могу понять в чем дело.
----
Не режет бумагу, не цепляет, даже обычный а4. Не бреет.
Рубит кости нормально,режет на уровне обычного кухонного ножа.

Из: Нож не режет https://forum.guns.ru/forummessage/224/2329026.html


Такого, что нож не режет даже бумагу для принтера и в микроскоп все хорошо - не бывает. Даже 20мкм. толщиной кромка(тупьё после ТБ) кое-как цепляет бумагу и пытается резать - и она различима под микроскопом без труда.

Что за микроскоп?
Как смотрите?

В принципе, сразу проще дать кучу ссылок, но там объём великоват.
Поэтому сначала вкратце:
  1. если сталь хрупкая, то это видно по сколам, например.
    Или по тому, что заусенец очень быстро и рвано отваливается, толком не успев сформироваться - это дело хорошо бликует при осмотре РК сверху.
  2. если нет выхода на РК, завал и т.д., то это опять же видно при осмотре РК сверху. Острая кромка не видна, тупая - различима.
    Выкрошенная - даст рваный блик. Заусенец - по-разному, тут надо вертеть под разными углами освещения.
  3. Отсюда: посмотреть на РК сверху, попробовать как-то что-то выделить. Или хотя бы зафиксировать текущее состояние, чтобы было с чем сравнивать далее.
  4. Далее попробовать точить лишь одну сторону, намеренно образовав заусенец.
    Он либо не получается вовсе (завал, нет выхода на РК), либо скалывается - видно по рваному блику на РК сверху.
    Если заусенец не получился за пяток-десяток движений, то выхода на РК не было или геометрия завалена к тому же.
  5. если проблема с выходом на РК, то стоит добавить контроль по смене направления рисок (На зерно, от зерна & направление рисок)
  6. Если сталь проблемная, то стоит подумать про бруски средней мягкости из карбида кремния, например.
    Снижение нажима и т.д.
------
Обещанная куча ссылок:
Общее оглавление: Путеводитель по заточке
Примеры вида РК под микроскопом, как смотреть, на что смотреть, как что выглядит
Оптический контроль
Заусенец не всегда ощущается пальцем - может быть и под 10мкм. всего заворот, особо не бликующий и особо не дающий тени -- особо если смотреть в китайский микроскоп с акриловой оптикой и кучей ХА.
Заусенец. Конспект -- как выглядит, как найти и изничтожить.
Вводная тема: что должно получаться на каждой стадии заточки, как оценить результат, ссылки на связные материалы (в том числе и те, что выше)
Схема заточки - основные стадии
Еще отдельный блок про выкрашивание Скрашивание РК


(Дубль: Скрашивание РК)

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 27 авг 2018, 18:12 #30

Адгезионный выхват стали



Арканзас, ошибка при заточке ножа Кизляр "Байкер-2" из стали 65х13:
слишком малое количество масла
+ масло давало слишком тонкую и непрочную пленку - нужно было брать другое
+ превышение нажима
+ недостаточно тонкая доводка поверхности камня
привело к выхвату кусков стали и засаливанию бруска.
Кусочек нержи очень полюбил камень и теперь неразлучен с ним.
Изображение


Связное
  1. Ошибки при заточке: Тонкий камень не отрабатывает своих грит
  2. на сланцах чаще происходит вырыв из поверхности камня
    - там актуальнее подумать про добавление ПАВ в виде моющего средства, чтобы добавить скольжения,
    или глицерин для тех же целей
    - или и вовсе перейти на масло вместо воды


Дубль:
  1. СОЖ
  2. Ошибки при заточке
  3. Оптический контроль

Botanic
Сообщения: 1994
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Ошибки при заточке

Сообщение Botanic » 12 окт 2018, 22:41 #31

Непроработка РК - Пример от YS Knives and Sharpening



Демонстрационный материал по проработке РК
YS Knives and Sharpening: Rozsutec - обзор и тест РК под микроскопом Заточка - часть 8
https://www.youtube.com/watch?v=6_XnpN6MEEU&t=13m38s


1.Boride T2 F800 - недоработка не очевидна.
Но если присмотреться, то линия РК явно недостаточно прямая и ровная для стадии F800
Изображение

2.Rozsutec - за счет своей плотности и твердости снял основной рельеф и проявил недоработки.
Выхода на РК толком не случилось.
Изображение


3.Возврат, проработка, Boride PC 1200 - C12K - микроподвод Rozsutec.
Теперь выход на РК есть. Сравните ровность РК и риски с остальными примерами.
Изображение



См. также:
  1. Оптический контроль: Выход на РК
  2. Оптический контроль: Непроточка
  3. Ошибки при заточке: 1. Недотачивание
  4. Ошибки при заточке: Преждевременный переход (и далее)
  5. Ошибки при заточке: Непроработка РК - Пример от YS Knives and Sharpening
  6. Тема: Схема заточки - основные стадии
    -- описаны основные стадии, результаты и методы их контроля


Дубль: Скрашивание РК


Вернуться в «Методы, способы, хитрости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя