Тактильный контроль - Как услышать звук заточки
- равномерность шороха
- контроль нажима
Давление
Необходимо прислушиваться к тактильным ощущениям и для себя их анализировать.
[src]Для меня лично тактильные включаются начиная от 1000 грит.
При работе на более тонких абразивах тактильные ощущения даёт в основном момент выхода на РК.
Из своей практики: на тонких абразивах можно почувствовать выход на РК и отталкиваясь от этого контролировать угол, но не берусь утверждать, что все будут этим заниматься.
[src]Мне для более качественный заточки рекомендовали
ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить барьер доведенным тонким арканзасом движением вдоль РК
после обдирки и заточке на 1000-ке для удаления всех предыдущих заусенцев и других бяк.
Эта операция резко снижает помехи в тактильных ощущениях при доводке на тонких абразивах.
Повторю, усвоенные для себя правила - расслабление, нежное удержание клинка и не давить, особенно на тонких абразивах.
[src]//см.
Угол - удержатьА можно как-то описать ощущения от правильного нажима? У меня вот не получается. "Горох, сыпь, бархат" - в некоторых случаях чувствуется отчетливо, в других - нет.
И "ловить блики" на тонком абразиве, например, на мелкой керамике тоже становится непросто. Маркером пользоваться не хочется - засаливает мигом.
Без оптики и хорошего освещения приходится работать "по интуиции", "наощупь"...[src]в большинстве случаев, ощущения не проявляются, когда Вы работаете не в районе РК, а где-то на фаске. Выпуклость фаски не дает возможность гарантировано работать на РК.
Писал о продольных рисках между переходами. Они наводятся очень слабым нажимом, и когда начинаете их убирать нормальной заточкой, еще раз повторяю, слегка нажмите и сделайте движение заточки - по основным рискам определите, где Вы работаете.
Рекомендую для тренировки положить, в начале, на брусок полоску тонкого картона и сделать несколько движений заточки на ней с почти никаким нажимом, найдя, тем самым, угол наклона, при котором РК только-только начнет цеплять картон.
Зафиксируете этот угол и продолжайте уже на бруске.
Это положение может быть откорректировано Вами - чуть назад и Вы исправляете фаску, чуть вперед и Вы меняете в сторону увеличения угол заточки при переходе на тонкий абразив.
Уверен, Вы с этим разберетесь.
Ловить блик легко, когда лампа светит вдоль Вашей груди, или перпендикулярно ей - только блики поменяют цвет, но это самый точный способ контроля места обработки.
Начинайте вести блик с малым нажимом.
[src]Усилие нажима не передашь словами и терминами и не опишешь акустикой.
Меня учили, кладя камень на площадку весов типа рыночных с гирьками, меняя гирьки, я находил нужное усилие нажима, а потом запомнил и привык.
Большое внимание от меня требовали уделять ощущениям.
Тщательно промойте камень, протрите лезвия, убедитесь, что на том и на другом нет ни единой соринки.
Начинайте заточку, и у Вас появится ощущение, что под фаской перекатываются соринки, хотя их там нет – это отзывается РК. Мои учителя называли это горохом, сыпью или бархатом.
Усилия выбираются так чтобы от гороха редкого перейти к сыпи, а затем получить ощущение, будто водите не по камню, а по бархату.
На ощущениях бархата и идет доводка.
Все это, может быть показателем окончания заточки на данном камне – даже на крупном.
[src] По тактильному отклику и шороху говорить сложно - тут практика и только практика с постоянным контролем процесса в оптику и тактильно - подушечкой пальца и ногтем. Ощущения рассказать словами практически невозможно.
Почувствовать, как меняется давление, весьма полезно, когда идёт тонкая обработка бритвы, наклонив камень или повернув его почти на ребро одной рукой слегка удерживая и держа бритву другой - чтобы меньше работала сила тяжести и было лишь касание - трение есть, а давления, можно сказать, нет вовсе.
Направление как ведёте движение - тоже важно - перпендикулярно полотну - кромка испытывает бОльшую нагрузку, чем ежели под углом - поиграйте с векторами движений и слушайте отклик от рук.
Важно воспринимать руку не как один инструмент с пальцами, а каждый палец как отдельного "бойца", полностью расслабив все ненужные для движения мышцы. Подпрягать в пальцах только те, которые необходимы - человеческие руки уникальная штука, и иногда просто смена восприятия руки - помогает лучше понять как быть с мелкой моторикой каждого сухожилия и мышцы в ней. Мне было с этим проще - меня этому учили - я музыкант по образованию. Но тут нет ничего, чего нельзя было бы освоить, по-моему.
Сначала кажется, что напрячь например две крайние фаланги пальца оставив остальное свободным - нереально, однако если расслабить руку, попробовать ощутить это напряжение только там - помогает. затем расслабляете и пробуете напрячь отдельно другой участок. Это отчасти похоже, как в зале учат брать вес или выполнять упражнение - одно и то же упражнение можно делать разными группами мышц. на более мелком уровне такое тренируется и в руках.
Успехов!
P.S.
Я вот раньше с трудом разграничивал в голове этапы, когда надо уйти от жёсткой фиксации клинка в руке - не суть, бритвы ли, ножа ли, или стамески.
Важно поставить границу в голове - этап исправления геометрии и её создания - фиксация жёсткая. Это езда на сцеплении и первая передача или езда на пониженной. Когда геометрия сформирована и идут более тонкие материи - лишь НЕповреждение геометрии, заострение и отделка, доводка - другой уровень и его важно именно в голове переключить - это уже 3-4-5 передачи) тут уже жёсткой фиксации клинка не должно быть, и больше не преодоление стали абразивом, а касание, трение, скольжение "по трассе") ловля нюансов. Т.е. важно переключить отношение к манере удержания клинка - лишь направлять его, ничего не преодолевая - это уже сделано.
Лирика, сори, но я это как-то так воспринимаю)
[src]См. также:
- Правильный хват, движения при заточке
- Давление: основы