Uchigumori 内曇 (Учигумори)

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 (Учигумори)

Сообщение oldTor » 04 фев 2018, 22:45 #1

Uchigumori 内曇 (Учигумори) - "это одна из страт тоиси характеризующаяся определённой структурой, пористостью, прожилками, окрашиванием и т.д.
И специфическим поведением ( воздействием на поверхность металла, отделкой ) при заточке.
камни добытые из этой страты высоко ценятся и считаются почти незаменимыми при традиционной полировке японских мечей"
( http://popgun.ru/viewtopic.php?f=49&p=24243642 )

Следует отметить, что учигомори не просто одна из страт, а именно из шахты охира.
И по моему даже не просто охира, а охира суита.
То есть учигомори - тип камней суита из шахты охира.
Это если верить глоссарию Кита, который он (как говорят) скопипастил у Джима.
А в данном случае ещё и ренге (лотос).
http://www.tomonagura.com/jnats/japanes ... ssary.html

http://www.japanesenaturalstones.com/uchigomori-info/

Рабочая сторона макро:
Изображение

Рабочая сторона макро, кроп:
Изображение

Нерабочая нижняя сторона этого камня - макро и кроп с него:
Изображение

Изображение

Микрофото рабочей поверхности, масштаб съёмки 20:1, кроп, 1мм. по горизонтали:
Изображение

Микрофото подсохшей суспензии на слурике, масштаб съёмки 12:1, кроп, 1мм. по горизонтали:
Изображение

Для первой пробы этого камня я взял железко от, кажется, зензубеля, советского производства, сталь вроде у8.
Подготовил железко на Гриталон м14 ст1:
Изображение

Ранее там была заточка на две фаски, я сгладил грань между фасками, пока была задача не собственно заточить, а оценить характер работы камня по большому пятну контакта.
Сам камень суспензию поначалу не дал вовсе, что меня удивило, вообще не сказал бы что он сильно богат на автосуспензию - я суспензию постоянно наводил заново слуриком. Удивительно, но по плоскости железка камень принялся за работу быстрее, чем по фаске - фото в процессе, виден занятный окрас суспензии (а вот подсохшая она желтоватая) и участок где прямо черным черно от снятого металла:

Изображение

Сначала я поработал вдоль линии кромки, чтобы убедиться в удалении рисок от м14. Время не засекал, но мне показалось, что это произошло весьма быстро - на фото видно что лишь немного следов от м14 осталось в начале фасочки:
Изображение

Далее я пробовал с разным направлением движений, вот такая получалась поверхность:

Изображение

Вообще ход по камню мне понравился, хотя временами начинает залипать если упустить момент и согнать всю суспензию долой. Удивило то, что если вот посмотреть на макрофото даже в небольшом сравнительно масштабе - камень не так чтобы очень однороден и не так чтобы тонок - размер зерна в суспензии в среднем около 4-6мкм.+-, так навскидку. Однако, видимо, и намного более крупные вкрапления и частицы, довольно легко размельчаются и не особо тверды, так как я не заметил "щелчков" и "прыжков" клинка по камню. Что касаемо однородности обработки - она вполне удовлетворительна и для невооружённого взгляда вообще всё выглядит очень приятно. В умеренном макро - тоже симпатично:

Изображение

Что касаемо микро - вот в масштабе 12:1 получаемая поверхность, 1мм. по горизонтали:

Изображение

Как я уже говорил, задачи заточить не ставилось, однако я под конец таки чуть приподнимал угол и вышел на кромку, и хотя не проработал её вовсе, тем не менее получилось более-менее нормально - 1мм. по горизонтали:
Изображение

Что могу сказать по первому впечатлению:
Камень вызвал положительные эмоции скоростью и приличной однородностью работы, не "плывёт", хотя и не твёрд и поверхность его после моих проб стала грубее чем была до них. Тактильно приятный ход, насчёт информативности тактильного отклика пока говорить рано - необходимо попробовать именно в обработке режущей кромки. Вообще интересный камушек, обязательно продолжу пробы.

Botanic
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 ( Учигумори )

Сообщение Botanic » 04 фев 2018, 22:55 #2

Доброго.
Как уже упоминал, возможно я его притер неудачно. Та же пластинка из схожего камня оказалась требовательна к доводке поверхности и сглаживанию углов и все равно потом некоторое время прирабатывалась в ходе работы, пока не перестала давать паразитку - теперь работает без рисок.
Но я пробовал пока что на 9ХС и Р6М5 - от стали многое зависит.
Еще может быть что в каверны порошок забился.

По поводу подтормаживания - камень мягок (пускай и плотен), потому вплоть до суховатых проплешин может произойти. Возможно стоит замочить.. но не уверен, как там с трещинами по торцам будет.
-----
Смотрю, и у тебя теперь есть "прерывистый сатин" :)
Спасибо за макро - удачный свет и ракурс. Именно такие фото я искал в рамках чистовой шлифовки поверхности и декора(касуми и т.д.).
А то издаля все оно блестит красиво, но есть ли риски и насколько "да там ваще рисок нет" совпадает с моим - не понятно:)

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 ( Учигумори )

Сообщение oldTor » 04 фев 2018, 23:00 #3

Олег, спасибо!
Суховатые проплешины были - именно при обработке плоскости железка. Но я списал на мою непривычку к камню и то что работал не на своём обычном удобном рабочем месте и стоя. Присмотрюсь к этому моменту, спасибо!
Я очень порадовался увидев сходные моменты с твоими фото - мне нравится когда есть повторяемость в характерности работы камня) А то иначе начинаешь ломать голову "а почему?"... :? :D

Алексей, спасибо за уточнение! Если считаешь нужным -может добавишь в заглавный пост? Я бы добавил, но не разбираясь в японских камнях и названиях, не сумею читабельно сформулировать.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 ( Учигумори )

Сообщение oldTor » 04 фев 2018, 23:10 #4

Botanic писал(а):Источник цитаты Доброго.

А то издаля все оно блестит красиво, но есть ли риски и насколько "да там ваще рисок нет" совпадает с моим - не понятно:)


Вот с недоверием каким-то я отношусь, во всех случаях, когда слышу "да там ваще рисок нет" ))))))))))))))))))))))))))

Botanic
Сообщения: 1738
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 ( Учигумори )

Сообщение Botanic » 04 фев 2018, 23:12 #5

oldTor писал(а):Источник цитаты Суховатые проплешины были .. списал на мою непривычку к камню

У меня есть предположение, что, если работать по суспензии без прямого контакта с камнем или придерживать его в режиме крайне легкого нажима (скользящий, легкий и т.д.), то все будет хорошо. Но пока не выходит :) То там перекос, то здесь ребром шкрябнешь.
Проплешины возникают из-за того, что в работе водой камень пропитывается лишь чуть-чуть на поверхности и при плотном контакта с камня уходит влажный слой, обнажая сухой.

А, вот еще: можно попробовать не замачивать все же полностью, а чуть добавить моющего средства на поверхность камня и протереть всю площадь - так будет пропитываться быстрее и равномернее.


LyapaDara писал(а):Источник цитаты Следует отметить, что учигомори не просто одна из страт, а именно из шахты охира.

http://www.japanesenaturalstones.com/uchigomori-info/

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 ( Учигумори )

Сообщение LyapaDara » 04 фев 2018, 23:20 #6

Да, у Максима тож указано, что либо Охира, либо Мизукихара.
Расхождения нет, мизукихара - соседка охиры.
Очень тесная соседка.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 ( Учигумори )

Сообщение oldTor » 10 фев 2018, 19:54 #7

Продолжая пробы Uchigumori, я решил проверить, как этот камень сработает на бритве. Взял старенькую "Фишер", подсевшую и попробовал на ней. Для начала навёл суспензии и некоторое время работал на ней малой амплитудой круговыми движениями и только. Вообще думал, что полезет паразитная риска и всё будет плохо, что камень откровенно "не бритвенный" и всё такое. Тем более, что его поверхность, как мне показалось, после предыдущих проб, стала погрубее.
Выяснилось, что я крупно ошибся - камень сработал отлично, чистенько - микрофото в масштабе 12:1, кроп, 1,5мм. по горизонтали:

Изображение

Ладно, сильно разбавил суспензию и поработал на разбавленной уже преимущественно движениями в одном направлении, "на зерно". Вот что получилось (масштаб съёмки тот же):

Изображение

Режется рисочка, при том присуствует и наволакивание. Каких-то неприятностей как будто нет - всё в порядке, картина вполне типичная для многих камней. Ногтевой тест уже показывает хорошую однородность и остроту кромки.
Поработал ещё буквально минутку и направил на чистом кожаном ремне бритву:

Изображение

Тест на рез волоса проходит штатно и не более ~10-11мм. от точки удержания. Побрился..... Совершенно нормальное, пусть не "эталонное", но нормальное бритьё, чистое и комфортное, кожа себя чувствует прекрасно.

Сказать что я удивлён - ничего не сказать. Да, камень по тактильному отклику очень приятен, суспензия в отличие от проб с железкой зензубеля - не чернела, я так полагаю потому, что при обработке бритвы было намного меньше давление и вообще манера работы другая, да и старался я работать более аккуратно. Тем не менее суспензия работала и работала активно, может быть лишь слегка серея (что обычно показывает в отличие от явного её почернения, что снимаются более мелкие частицы стали, успевающие практически мгновенно корродировать). Никакие вкрапления и крупность в общем-то размера зерна камня - не помешала привести бритву в рабочее, "годное к употреблению" состояние. В общем - камень удивил и порадовал. Надо пробовать его более подробно - тут он себя повёл куда тоньше, чем на прошлой пробе, а разница - в манере работы, пятне контакта, ну и угле заточки - стали по твёрдости сопоставимы, обе углеродки.
Какой хороший камушек, однако!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Uchigumori 内曇 (Учигумори)

Сообщение oldTor » 23 май 2018, 11:55 #8

Задали мне тут вопрос, пойдёт ли учигумори вместо.... нагура при заточке бритв. Я попробовал сравнить.
Кое-какие впечатления есть, но нужно ещё несколько проб сделать, чтобы суммировать их и сделать какой-то вывод, так как разумеется, одна проба и на одном камне, совершенно недостаточная практика для делания выводов.
Бритва - старая "немка", углеродка. В качестве основы под суспензии, взял чарнли форест, на фото он второй справа:
https://img-fotki.yandex.ru/get/48069/1 ... 7d9_XL.jpg

Сразу скажу что кроме как тактильным откликом, мне работа на нём с суспензией учигомори - не понравилась. Я перебирал варианты консистенции суспензии довольно долго, и так и не сумел от неё добиться, чтобы она "запустилась" быстро и активно. Только под конец обработки на очередной порции в очередной консистенции, стал заметен существенный прогресс. Поначалу, казалось, что при отсутствии съёма, поверхность фаски тем не менее приобретает ожидаемый от работы свободного зерна характер и равномерность. По мере процесса, как будто бы однородность пострадала. То ли дело во влиянии камня, на котором суспензия была применена, тем более что он не особо-то тонко притёрт, кажется последний раз я его притирал на порошке F800, то ли ещё в чём - результат получился не самый однородный, хотя он не сильно отличается от работы на этом же камне суспензии тэнзё нагура. Однако, тэнзё на нём работает намного быстрее, темнеет сразу, запах углеродки появляется быстро и явный, времени нужно намного меньше и достаточно одной порции суспензии, чтобы получить тот же результат и более однородный. Острота после тэнзё - выше.
В общем, после учигумори получился вот такой результат - микрофото с объективом Ломо План 10х0.22, прямая проекция на матрицу, кроп, 1мм. по горизонтали, фото кликабельны:

ИзображениеЗаточка опасной бритвы

Я старался поймать такой угол падения света, чтобы было видно отдельные более глубокие риски - я правда не очень уверен, все ли они, результат работы суспензии - весьма вероятно, что часть их от собственно камня-основы, который, как я уже писал выше, был притёрт не особо тонко.
Да, далее я попробовал поработать на чистом чарнли, немного, чтобы немного "проявить" поверхность - параметры фото те же:

ИзображениеЗаточка опасной бритвы

Причём, на чистом я сделал по паре проходов вдоль кромки, после чего работал в одном направлении на зерно. Т.е. все оставшиеся в других направлениях более глубокие риски (и ямки от свободного зерна тоже, да, и не самые маленькие) - остатки от работы на суспензии. При том чистый камень не дал паразитки, что наводит на мысль, что всё-таки она появилась из-за суспензии учигумори, а не из-за недостаточно тщательно и тонко притёртого камня, хотя с другой стороны - утверждать этого я не могу - поверхность камня тоже находится в динамике, когда на ней работаешь с суспензией, и если на ней что-то выступало, то могло сгладиться в процессе.

В общем, пока неоднозначно, и не впечатляет - да, можно и так заточить бритву, всё получилось, но по сравнению с работой на тэнзё нагура - всё медленее, менее однородно. Но необходимо продолжить пробы, пока выносить окончательный вердикт крайне рано.


Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость