Накаяма (Nakayama, 中山)

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 01 июн 2018, 17:08 #61

Дошли руки немного поснимать одну накаяма, маленькую "карманную", про которую раньше писал. Сподвигло на это то, что раньше саму по себе её для финиша бритв не распробовал особо - показалась грубовата, а тут что-то вернулся к её пробам и понравилось - как раз на жестковатой бритве, удивительно мягкое бритьё получил после этого камушка:

ИзображениеNakayama 5.

И заодно вспомнил, как трудно было её отфотографировать. Поверхность при любом практически освещении и выбранном объективе, желает "мутнеть" и давать эффект "мыла", в больших увеличениях вовсе не удалось с этим справиться достаточно хорошо, но зато в скромных что-то получилось, и удалось рассмотреть новое в поверхности этого камня - перво-наперво масштаб 1:2, с обычным олимпусовским макрообъективом:

ИзображениеNakayama 5.

Попробовал с фуджиноном 55мм. без диафрагмы - 1,7:1 масштаб:

ИзображениеNakayama 5.

Вообще, для бОльших масштабов, грубовата поверхность камня кажется. Слишком много переотражающих частиц и как бы "хлопьев" на поверхности. При том что камень не притирался уже чёрт знает сколько времени, и последнее время использовался с собственной суспензией или суспензией умегахата и чистый и поверхность кажется довольно гладкой и бритву доводит тонко. А в увеличении - вот такая вот истрия - как будто только что притёрли на порошке КК порядка F600....

Попробовал тем же фуджиноном и в том же масштабе, снять скол:

ИзображениеNakayama 5.

- по-моему красиво вышло!

Вообще, была мысль притереть и может даже попробовать шлифануть рабочую поверхность, т.е. подготовить её для съёмки в "серьёзном увеличении", но во-первых было лень, а во-вторых - упрямство заело) Как же так - мне интересна поверхность именно в её "рабочем состоянии", а не в каком-то ещё, а снять нормально не получается...
В общем ковырялся с разными объективами и светом, в результате некоторый приемлемый оптимум между масштабом съёмки и шероховатостью и характером поверхности камня, был найден в применении объектива ОКС1-22-1 реверсно с макрокольцами, с масштабом съёмки "всего" 5,7:1. Немного кропнул фотку, по горизонтали 3мм.:

ИзображениеNakayama 5.

Ну вот так ещё куда ни шло... Кстати, хоть и невнятно, но у левого края тоже виден след от того моллюска "крыло ангела", который уже в теме упоминался...

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 10 июн 2018, 01:35 #62

Путём нехитрых манипуляций выменял камушек на ганзе. Началось с того, что один камрад выставил несколько экземпляров на продажу, а у меня есть дурацкая привычка интересные камни искать по картинкам. Благо и гугл и яндекс предоставляют подобный сервис. И выяснилось, что сабж уже выставлялся на опознание на ганзе предыдущим владельцем аж в 2011 году. (тыц)
Спойлер: Показать
Изображение

Так вот суть в том, что в то время ещё не было ажиотажного спроса на натуралы. Это были те времена, когда и вашиты с наклейками уходили за 15-20 баков и эшеры с арканзасами были в избытке и недорого. А уж японцы вообще экзотикой были. То есть их никто не подделывал и если на камне написано "Подлинная мотояма", значит это она и есть. Ну написал новому владельцу, предложил махнуться, а он взял да согласился. В общем получил я настоящую накаяму.
Фото

Много расписывать не буду, скажу только, что после недолгого поюза я убедился в правильности своего выбора. Камень твёрдостью примерно 3.5, а это самые быстрые камни среди финишных японцев. Клинки, особенно из углеродки точит так, что аж запах разогретого металла появляется. Нержу тоже берёт, но не так активно. Хотя для этапа тонкой заточки вполне быстро, проверено на трамонтинах. Ну и сам тактильный отклик во время работы всё таки немного отличается от работы на современных камнях. Я не знаю, как это описать словами, но стародобытые камни сразу чувствуются и породой, и специфическими ощущениями в работе. Та же скорость выше, угол чувствуется отчётливее и многое другое. Я не сторонник теории, что все старые камни - годнота, а все новые - эрзац заменители, но должен признать, что в процентном соотношении среди старого легче найти хорошее. Особенно с теперешним положением дел в продаже камней.

Ниже под спойлером простенький пример работы камня по ножику из SK-5 неоднократно упоминавшемуся мной на этом форуме. Фишка в том, что накаямой я зачищал после синтетика из КК с зерном М7 (примерно 2000 японогрит). И она справилась! Времени понадобилось не больше, чем если бы я делал переход с более тонкого (скажем в два раза) синтетика. И видно, что при всей своей скорости её зерно НЕ агрессивное.
Спойлер: Показать
Изображение

Изображение

В общем не проходите мимо интересных камней. Ищите их по картинкам, договаривайтесь с продавцами. Ну и напоследок скажу ещё одно, а там каждый пусть понимает по своему. Я плучил НЕ (дорогой камень задёшево), я получил просто хороший камень.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 13 июн 2018, 12:05 #63

Хороший камень! В том числе "в огород" тех, кто упирается в твёрдость и считает что для финиша обязательно надо аццки твёрдую 5-ку и только....
Очень чисто сработал он, фото впечатляет!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 11 окт 2018, 19:09 #64

Получил пару дней назад от Ивана на пробы Накаяма, на предмет выяснить в частности, её пригодность для финиша бритв.
Сначала фото - сам камень, поближе, ещё поближе (1:2), корка на нижней стороне и торец с остатками печати:

ИзображениеNakayama Japanese Natural Sharpening Stone

ИзображениеNakayama Japanese Natural Sharpening Stone

ИзображениеNakayama Japanese Natural Sharpening Stone

ИзображениеNakayama Japanese Natural Sharpening Stone

ИзображениеNakayama Japanese Natural Sharpening Stone

На последнем фото ещё видны остатки влаги на идущей в плоскости камня трещине. Притирал (надо было слегка выровнять) довольно быстро, суспензию камень при наличии на притире порошка карбида кремния давал в огромном количестве, причём я не назвал бы его особо мягким - попробовав на чистом гранитном притире сгладить краешки или притереть, выделив собственной суспензии из камня - оказалось трудновато и весьма, отказался от такой идеи. Закончил притирку на порошке F600 и остатках её отработавшей (хотя при таком выделении суспензии камнем, толком понять что порошок отработался, можно только на более грубых фракциях).

Попробовал выяснить размер зерна и слегка потёр камушек кусочком грубовато притёртой керамики, сразу, кстати, посадив на камень царапки, которые сгладились потом и работе не мешали. В сухом виде суспензия белого цвета, в мокром - чем её гуще наводишь, тем больше она приобретает какой-то "болотный" оттенок. Нанёс выделенной суспензии на предметное стекло и снял с помощью микроскопа МББ-1А, с которого убран бинокуляр и вместо него установлен самособранный фототубус на систему бесконечность - снимал с объективом Labor-microscopes Planachromat 20x0.40, рассчитанный на работу без покровного стекла и имеющий рабочее расстояние 8мм. Масштаб получился несколько больше, чем 20:1, так как я применял в качестве тубусной линзы оптику с бОльшим фокусным расстоянием - F=250мм., при рассчётной 200мм. Предварительно сделал снимок объект-микрометра и затем, сняв суспензию, подклеил фрагмент снимка объект-микрометра на кадр с суспензией - размер зерна оценить удалось, оно удивительно однородное, фото кликабельно:

ИзображениеAbrasive grain of natural stone Nakayama

Попробовал заточить шеффилдовскую бритву, ей требовалась "углублённая правка" - сначала был вот такой камушек:
viewtopic.php?f=13&t=475

И затем, взял эту Накаяма. Для чистоты эксперимента, суспензию принял решение использовать только её родную. Сначала попробовал выделить её бритвой, работая по маленькому пятачку камня, мелкими частыми движениями сеткой и круговыми, малой амплитудой - появилась лишь лёгенькая мутноватость в воде и только (при том, полагаю, если работать по ножу или даже по бритве, но перейдя после относительно грубого синтетика, т.е. имея на фаске конкретные выраженные риски, то скорее всего камень и сам суспензию спокойно отдаст - потом проверю это предположение).
Тогда я взял один очень плотный и твёрдый и уже выглаженный кусочек японского природника, служащий у меня донором самой тонкой в работе суспензии, что у меня есть, применяющийся на мега-твёрдых камнях, т.е. на этом он гарантированно своей не примешивал. Суспензия навелась легко, но не обвально, умеренное количество "как раз на порцию". Серела поначалу быстро, потом перестала - обычно, когда суспензия начинает измельчаться и снимать всё более мелкие частицы стали, происходит скорее "рыжение" суспензии в силу скорости корродирования мелких снятых частиц, но тут, может в силу собственной слегка "болотной" окраски суспензии, это было незаметно, она лишь стала сильнее пахнуть железом. Да, количество суспензии "само" в процессе не прирастало, т.е. она не запускает процесс "автосуспензии", либо он настолько мизерный, что я его не заметил.
Я работал без всяких ухищрений, так, как работал бы на знакомом мне уже камне. Тактильно работать приятно, ход по камню шелковистый и приёмистый, как я это называю. Под конец, разбавив отработанную суспензию, но не смыв её, завершил работу движениями на зерно. Очередной ногтевой тест показал что всё в порядке, волос резался в 8-10мм. от точки удержания, но слегка жестковато, тем не менее, я решил, что "доберу" на ремне, а покуда сделал микрофото - объектив Ломо-План 10х0.22, кроп, 1мм. по горизонтали:

ИзображениеТестовый финиш бритвы на Накаяма

Что-то фото получилось не особо удачное, правый край слегка "на грани" зоны резкости, но я уже не стал переснимать, хотел поскорее направить бритву и побриться. Направка на самопальном ремне из лошадки, тест на рез волоса в 20мм. проходит отлично, в ~30 - тоже, но я резы на таком расстоянии от точки удержания или бОльшем - считаю чисто "спортивными" и дающими понимания того, что бритва готова к бритью, меньше, чем в "штатных" 10мм., где лучше отслеживается характер реза а не рассматривается сам факт его.
Бритьё хорошее, чистое и комфорт на должном уровне. Не скажу что прямо мега-супер, но хорошо. В конце-концов, с первой пробы камня получить от него максимум, как по мне - невозможно, надо приноровиться к камню и понять как он себя ведёт в каких ситуациях. Да и на микрофото видно, что финиш вышел "не образцовый", но нормальный.
Камень мне понравился, по-моему очень хороший, так что буду продолжать пробы.

ivan-3
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 02 окт 2015, 22:43
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение ivan-3 » 11 окт 2018, 21:48 #65

Спасибо за пробы, Ярослав.

Мне было интересно профессиональное но не заинтересованное мнение.
А то, как обычно, от жадности мнение искажается :)

Сначала от цвете.
Как ни странно его очень тяжело передать у этого камня. При моем свете он у меня чисто болотного цвета, я называл зеленым. А тут на фото серый
а так вот пока временная ссылка https://yadi.sk/i/DQ932DPbLYMD1w насколько цвета не похожи.
Но в общем японцы весьма много денег дают за камни этого цвета (и еще почему то красные тоже стоят черти сколько)

О зерне.
На фото конечно потрясающе видно зерно и его однородность.
Еще показалась очень большое содержание оного - камень весьма абразивен (возможно именно высокое содержание зерна и его однородность делают камень искомым и любимым - возможно даже не в заточке а в полировке)
Еще судя по линии РК видно что камень все таки преимущественно работал в полусвязном и свободном зерне (пока не знаю хорошо это или плохо, но на чистую риску хочется посмотреть чтобы хоть как то градуировать.

О Кордоване.
Уже многие заметили, и я в том числе, что Кордован это половина результата заточки бритвы в лучшую соторону. И как ни странно чуть более грубый камень плюс кордован даже лучше чем заполированное нечто но обычный ремень.

О трещине
Трещина сама подталкивает к тому чтобы камень располовинить. И я пока не могу решить зачем его половинить :)
Как вариант склеить с Эшером и будет две редчайщие дорогущие спарки (которые я и не продам из за цены :))
Или же все таки под ножи оставить? или на бланки распустить? :)

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 11 окт 2018, 23:26 #66

Спасибо!
По поводу цвета - он у меня выглядит зеленоватым, а не серым... Передача живьём и на фото с имеющимися источниками освещения у меня - практически один в один. А у тебя монитор откалиброван? Ну и по ссылке фотка с влажной поверхностью, а у меня с сухой - это тоже добавляет разности оттенку, также как и разность притирки, кстати, тоже может на это влиять, равно как и "свежесть" притирки.

Да, я тоже удивился концентрации зерна в суспензии, ожидал что будет меньше, я её делал очень слабенькую по насыщенности, так как опасался, что если буду наводить густую, то успею размолоть зерно в процессе, хотелось чтобы попало на фото "нетронутое". А вот тем не менее!

По работе зерна - да, именно, я учту и сделаю при следующей пробе снимки работы чисто зерна закреплённого, на предмет рисок. В общем буду пробовать и держать в курсе!

По кордовану - согласен, но у меня был просто самопальный ремень из лошадки, до Канаяма ему далеко, хотя сходство есть, оно велико, общего больше чем если сравнивать с Канаямой пусть за сопоставимые с нею деньги ремень из, например, коровы. Разница и в микро и тактильно и в характере направки бритвы.

По трещине - она очень выраженная и конечно, располовинить охота, но я бы делал это с тем, чтобы получилось два бритвенных камня - толщина у него достаточно вкусная, чтобы каждой половине её хватило "как полагается"). Длина и площадь рабочей стороны вполне удобная для бритв опять-таки.

По ножам пока не пробовал, но думаю что как бритвенный он будет более востребован, по поводу бланков я вообще сильно сомневаюсь, так как не представляю адекватного использования подобных камней в виде подвижного абразива, получить от него ту вкусность работы и тактильного отклика, качество обработки, которую может дать его суспензия, таким манером, я считаю не получится, а соответственно, непонятно, зачем потенциальному покупателю платить за то, что не отработает "по полной".

По цене - я не спрашивал сколько он стоит и даже близко не имею понятия об этом, и рад этому, так как предпочитаю пробовать и оценивать для себя абразивы безотносительно их стоимости. В общем - тут я совершенно без любой предвзятости - за рынком не слежу и в японских камнях порядка цен не знаю.

Botanic
Сообщения: 1739
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение Botanic » 11 окт 2018, 23:59 #67

oldTor писал(а):Источник цитаты По поводу цвета - он у меня выглядит зеленоватым, а не серым... Передача живьём и на фото с имеющимися источниками освещения у меня - практически один в один. А у тебя монитор откалиброван?

все норм. ББ чуть теплит, но цвета узнаваемы.

ivan-3
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 02 окт 2015, 22:43
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение ivan-3 » 12 окт 2018, 00:16 #68

У меня непонятный монитор бенк купленный буквально за 3 рубля лет 5 назад. Ни о каких калибровках речь вообще не идет :)

Я все чаще на камни сначала пытаюсь смотреть наивным взглядом по сети - типа а вот розовенький и как дорого, блин а белоснежный вообще фантастически. Так лучше в голове остается и помогает часто понять суть за чем гоняются японцы. Камни изначально тестирую в вандальных режимах - буквально грязный кухонник из мойки взял и попробовал. Потом обычно тестовую бритву НО с вандальным давлением (позволяет определить паразитку, скорость разрушения агломератов, склонность к адгезивным выхватам и грубую абразивность в глупых гритах на зерно - которые часто спрашивают). И только потом уже ставлю финишным камнем в заточке ориентируясь на то о чем знаю.

Смотря на камни по цвету я легко могу определить по видео на чем полирует Шигефуса :) и камень кстати не редкий и не сильно дорогой

По поводу бритвенности камня меня гложит мысль о его самодостаточности. В смысле зачем его с Эшером аттачить можно сделать в два раза больше спарок премиумных по качеству. А потом мысль а вдруг новички с этим камнем не справятся и будут недовольны? Хотя наверное среди покупателей таких дорогих и редких камней мало случайных людей.

ЗЫ Еще есть одна интересность мирового рынка япнатов. Все профессиональные продавцы на яху хитрожопые и нехорошие. Они камни фоткают на некошерных моноцветах. Т.е. например серый камень лежит на синем бархате и ни один фотик правильно это не вытянет так как нет целого спектра целиком. и серые камни желтят как дорогие, светлосерые кажутся белыми и т.д.
Один продавец все на синем фоткает, другой на синем. Я покупал у него - настолько камни не похожи что слов нет

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 12 окт 2018, 00:32 #69

С Эшером я не стал бы делать, так как по-моему "философия доводки" бритвы разная на одном и на другом, и зачем два финишника под разную "школу" в одном флаконе? Хотя это моё субъективное восприятие.
После этого япа эшер не хочется, я бы взял что-то более легко дающее под бритвой суспензию, само, чтобы потом на эшер после неё. А с этим камнем бы склеил что-то реально под "сугубую 3" по твёрдости, и более грубое, что перед эшером было бы рано... Как-то так..
Если вообще делать спарку..
По фото - да, есть засада в фонах конкретная(
Я стараюсь брать более-менее контрастный, и такой чтобы мне удобно было без штатива с рук), тем более что все камни крупным планом я снимаю одним объективом и знаю как он себя ведёт. И несмотря на то, что Олимпус ОМ в принципе довольно тёплый по оттенкам, чуть "теплить" иной раз приходится когда корректирую ББ и цвет. Тут как раз "подтеплил", но иначе камень реально выглядел ещё более серым. Правда от масштаба тоже зависит - самая натуральная картина вышла на макро 1:2, кмк, а вот когда снимал торец - крутил, дабы печать хоть поболее заметна была, хотя всё равно я ничего не разберу( Можно было ради неё и сильнее именно её "проявить", но тогда бы цветность конкретно уехала.

Botanic писал(а):все норм. ББ чуть теплит, но цвета узнаваемы.


Спасибо!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 12 окт 2018, 15:49 #70

ivan-3 писал(а):Источник цитаты на чистую риску хочется посмотреть чтобы хоть как то градуировать


Градуировать в любом случае придётся для каждой группы сталей отдельно. Пока что вот, что успел:

Попробовал на этой Накаяма нержавейку траму про-мастер. Перед тем чуть деранул фаски на левантийском камне. Перешёл на японца - противу ожидания сама суспензия практически не выделяется, да, есть некая взвесь в воде, но это не суспензия.
В общем, навёл суспензию принудительно и начал работать. Работает быстро, активно чернеет и густеет. Нержа, да ещё грубовастенькая, поначалу вырывает немаленькие такие фрагменты из камня и может его подцарапывать. Потом это уходит, паразитка от вырывов тоже, хотя и может отдельно где-то проявляться при малейшей небрежности в работе. Но учитывая что и камень не жёсткий и нержа вязкая - разумеется, кромка не получается особо тонкой и однородной даже при аккуратной работе на суспензии - 1,5мм. по горизонтали:

ИзображениеТестовая заточка нержавейки на Накаяма

Далее помыл камень и поработал сугубо на зерно, на чистом камне. Недолго. В таком же масштабе:

ИзображениеТестовая заточка нержавейки на Накаяма

Фотки кликабельны, если открыть их побольше, видно, что как и в случае с работой на свободном зерне, так и в случае работы на чистом - отдельные риски более грубые есть, а кромка при работе на чистом камне стала менее однородной.
Но я не могу упрекнуть в этом камень, так как по моему мнению, для вязкой мягкой нержи он просто не подходит, как и подобные. Он её конечно "жрёт", на своём уровне, но для меня это не критерий "подходящести", при вырывах из камня такой сталью, и при том что угол на ноже не маленький, тем не менее получаю довольно грубую и не особо однородную кромку. Буду продолжать пробы на чём-нибудь более подходящем.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 723
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение LyapaDara » 12 окт 2018, 16:02 #71

Хм, было бы интересно в лоб сравнить последнее фото и на какой нибудь углеродке. Есть мыслишка одна.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 12 окт 2018, 17:51 #72

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Хм, было бы интересно в лоб сравнить последнее фото и на какой нибудь углеродке. Есть мыслишка одна.


Подправил нож из У10А не особо твёрдой, выполнив микрофаску и проработав её - параметры съёмки как в предыдущих пробах по нерже. По такому малому пятну контакта (я хотел побольше, пошире сделать, но ошибся малость) кушает поначалу жёстче, чем хотелось бы, да и сталь "рыхловата", но тем не менее, кромка получается однороднее и сильно тоньше.
Т.е. если нержа после этого камня только "весело бреет предплечье с хрустом", то на углеродке - ногтевым тестом чувствуется весьма мелкая сыпь, при проводке поперёк влажного ногтя кромка на нём "тормозит" и снять стружку с волоса можно. Вот так выглядит результат:

ИзображениеТестовая заточка У10А на Накаяма

ivan-3
Сообщения: 194
Зарегистрирован: 02 окт 2015, 22:43
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение ivan-3 » 12 окт 2018, 18:37 #73

То что вижу мне весьма нравится.
По центру есть ощущение что небольшой оверхонинг - начало фольгирования, но однородность именно на кромке весьма хороша

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 792
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Накаяма (Nakayama, 中山)

Сообщение oldTor » 12 окт 2018, 19:44 #74

Спасибо!
Да, есть такое дело... Вообще мне кажется что камушку понравятся более твёрдые стали, особенно углеродки и низколегированные инструменталки. 9ХС надо будет попробовать... Найти бы ещё где она у меня..


Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя