Твердость/мягкость японских натуральных камней
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Хотел бы собрать несколько мнений, чем кто руководствуется, определяя твёрдость японских натуральных камней. Т.е. по каким признакам вы относите камень к той или иной категории твердости. И какой градации придерживаетесь?
-
- Сообщения: 169
- Зарегистрирован: 12 июн 2015, 22:20
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Если сравнивать то это несколько схоже с твердостью по Моосу, то есть относительная твердость, только у японских камней не что его царапает, а сравнение камня одного относительно другого. Вот это 4, а этот чуть тверже, но мягче того который 5, значит 4+.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
В работе бывает трудновато определить, потому как начинает влиять еще структура\плотность или еще что.
Например, aiiwatani при сходной твердости с aisa asagi (3+ vs 4-) менее склонен давать суспензию, а то и вовсе норовит выгладиться. Более плотный, более гладкий.
Есть еще тест на впитывание: на твердых камнях вода стоит и не впитывается. Чем мягче, тем быстрее впитывается и оставляет более темное, чем остальная поверхность, пятно.
Aiiwatani и тут отличился, потому у него маслянистая на вид поверхность и вода впитывается плохо: это надо или на свежепритертой поверхности, или горячей воды с моющим и ждать.
Еще можно по натиранию нагурами.
Не очень этот метод распробовал, потому не помню, как там деление есть.
Суть: у нагур тоже есть разброс по твердости. Даже у асано.
----
Поэтому я обычно смотрю по тому, как стачивается на КК или алмазной плите:
2 - это прямо в грязь изводится, даже уменьшать нажим приходится + часто менять место притирки - забивается суспензией.
3+ - фаски наводятся быстро.
3+..4 - если чуть придавить, то пластина забивается суспензией. Выравнивается спокойно без нажима.
4..4+ (okudo suita, shinden suita) фаски наводятся за пяток-десяток движений.
4+...5 - здесь уже ощущается небольшая тугость хода, а не просто рассыпание на суспензию.
5..5+ - фаски наводятся не за пару движений, а за десяток-другой (аккуратное ровное скругление, без нажима).
Например, aiiwatani при сходной твердости с aisa asagi (3+ vs 4-) менее склонен давать суспензию, а то и вовсе норовит выгладиться. Более плотный, более гладкий.
Есть еще тест на впитывание: на твердых камнях вода стоит и не впитывается. Чем мягче, тем быстрее впитывается и оставляет более темное, чем остальная поверхность, пятно.
Aiiwatani и тут отличился, потому у него маслянистая на вид поверхность и вода впитывается плохо: это надо или на свежепритертой поверхности, или горячей воды с моющим и ждать.
Еще можно по натиранию нагурами.
Не очень этот метод распробовал, потому не помню, как там деление есть.
Суть: у нагур тоже есть разброс по твердости. Даже у асано.
----
Поэтому я обычно смотрю по тому, как стачивается на КК или алмазной плите:
2 - это прямо в грязь изводится, даже уменьшать нажим приходится + часто менять место притирки - забивается суспензией.
3+ - фаски наводятся быстро.
3+..4 - если чуть придавить, то пластина забивается суспензией. Выравнивается спокойно без нажима.
4..4+ (okudo suita, shinden suita) фаски наводятся за пяток-десяток движений.
4+...5 - здесь уже ощущается небольшая тугость хода, а не просто рассыпание на суспензию.
5..5+ - фаски наводятся не за пару движений, а за десяток-другой (аккуратное ровное скругление, без нажима).
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Писал вместе с Олегом, поэтому что-то пересекается...
Т.е. метод аналоговый чтобы что-то знать, надо иметь эталон и от него отталкиваться. Допустим нет эталона. Я новичек и пытаюсь купить япнат. От чего мне отталкиваться в выборе? Или, допустим, выйграл на аукционе камень без объяснения продавца о твердости, а до этого имел дело с 1-2 японцами очень твердыми. Как оценить в этом случае?
Параметр мягкости напрямую связан с выделением суспензии (я прав?). Т.е оценку мягкости-твердости можно построить на том, как активно камень выделяет суспензию при заточке.
С плюсами это уже нюансы. Давайте с основными градациями разберемся. Допустим, берем 5-тибальную шкалу. 1 очень мягкий, 5 очень твердый. 5 суспензии не выделяет. 4 выделяет взвесь. 5 при работе на нем нагура свою суспензию не подмешивает. 4 может подмешивать свою суспензию в суспензию нагура.
Чего ждать от 1,2 и 3?
Т.е. метод аналоговый чтобы что-то знать, надо иметь эталон и от него отталкиваться. Допустим нет эталона. Я новичек и пытаюсь купить япнат. От чего мне отталкиваться в выборе? Или, допустим, выйграл на аукционе камень без объяснения продавца о твердости, а до этого имел дело с 1-2 японцами очень твердыми. Как оценить в этом случае?
Параметр мягкости напрямую связан с выделением суспензии (я прав?). Т.е оценку мягкости-твердости можно построить на том, как активно камень выделяет суспензию при заточке.
С плюсами это уже нюансы. Давайте с основными градациями разберемся. Допустим, берем 5-тибальную шкалу. 1 очень мягкий, 5 очень твердый. 5 суспензии не выделяет. 4 выделяет взвесь. 5 при работе на нем нагура свою суспензию не подмешивает. 4 может подмешивать свою суспензию в суспензию нагура.
Чего ждать от 1,2 и 3?
Твердость/мягкость японских натуральных камней
см. Размышления о япнатах: твердость
Если не секрет, то почему в разделе "разное", а не в "Японские камни"?
суспензия - не всегда(aiiwatani), но в целом верно.
Твердость 1 никогда не видел вроде бы.
2 - это всякие там аото, акапины (и там, и там не без исключений). Без суспензии тут не обойтись никак.
4 - если не передавливать и железка подгтовлена (+\- стандартные другие особенности), то можно работать без появления суспензии.
5 - без суспензии, если не совсем уж вандальничать +\- жигане иногда все же тянет, но сам такого не получал - только на картинках у ММ видел.
Если не секрет, то почему в разделе "разное", а не в "Японские камни"?
суспензия - не всегда(aiiwatani), но в целом верно.
Твердость 1 никогда не видел вроде бы.
2 - это всякие там аото, акапины (и там, и там не без исключений). Без суспензии тут не обойтись никак.
4 - если не передавливать и железка подгтовлена (+\- стандартные другие особенности), то можно работать без появления суспензии.
5 - без суспензии, если не совсем уж вандальничать +\- жигане иногда все же тянет, но сам такого не получал - только на картинках у ММ видел.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Я посмотрел тот раздел, там только камни по названиям. Решил здесь задать.
Интересно что по 3кам. И 2кам. Получается по ним меньше всего информации. Кто таких имеет в наличии?
Интересно что по 3кам. И 2кам. Получается по ним меньше всего информации. Кто таких имеет в наличии?
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Кто сказал, что по ним меньше всего инфы?!
Точно не меньше, чем по твёрдым.
В наличии таких имею и именно их и выискиваю.
И в разделе по японам о них много сказано.
Мурасаки, айватани длинный, монзен, нарутаки ... да много ещё чего.
upd
Надо ещё на форуме по заточке смотреть, там есть описания работы мягких камней.
Например я писал про акапин на ДИ-90МП.
Точно не меньше, чем по твёрдым.
В наличии таких имею и именно их и выискиваю.
И в разделе по японам о них много сказано.
Мурасаки, айватани длинный, монзен, нарутаки ... да много ещё чего.
upd
Надо ещё на форуме по заточке смотреть, там есть описания работы мягких камней.
Например я писал про акапин на ДИ-90МП.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Ну вот выше три человека описали 4 и 5. А вот 2 и 3 никто не описал. Только Олег по притирке затронул. Если с 2кой понятно, то вот 3ка совсем темная лошадка. Есть фотография 3ки во время работы? Чтобы понимать количество суспензии.
П.с. Ссылка на ди90 давно прочитана. Одна из любимых сталей. ну и красный там фигурировал.
П.с. Ссылка на ди90 давно прочитана. Одна из любимых сталей. ну и красный там фигурировал.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
viewtopic.php?f=13&t=18
viewtopic.php?f=13&t=252
viewtopic.php?f=13&t=258
viewtopic.php?f=13&t=295
viewtopic.php?f=13&t=275
Понятно что всё в плюсминусе.
Монзен пожалуй мягче чутка будет.
viewtopic.php?f=13&t=252
viewtopic.php?f=13&t=258
viewtopic.php?f=13&t=295
viewtopic.php?f=13&t=275
Понятно что всё в плюсминусе.
Монзен пожалуй мягче чутка будет.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Спасибо большое всем кто поучаствовал в беседе. Совсем все ясно не стало, но кое-что прояснилось и подтвердилось.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
"Черная грязь" про которую пишут продавцы ( например: камень способен выделять много черной грязи. Перевод). Речь же не о суспезии? Речь о снятом металле? Правильно понимаю?
Ссылка в тему: сравнение тв. 2 vs 5. На пятерке та самая " Черная грязь" т.е. не суспензия а частицы металла?
https://youtu.be/969IJltK7zQ
Ссылка в тему: сравнение тв. 2 vs 5. На пятерке та самая " Черная грязь" т.е. не суспензия а частицы металла?
https://youtu.be/969IJltK7zQ
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Если ты про описания на сайте Такеши Аоки - то именно про суспензию.
А вообще, это про шлам.
То есть про суспензию в смеси со снятым металлом.
А вообще, это про шлам.
То есть про суспензию в смеси со снятым металлом.
Твердость/мягкость японских натуральных камней
Хорошо, шлам.
Вот из видео сверху на пятерке, это же не суспензию выделяет камень, а активно снимается металл. причем есть камни где чернота прет, а есть где не очень.
Суть вопроса вот в чём. Является ли чернота подтвеждением режущей способности камня? Опережая: про арки знаю, здесь не то. Один нож, четыре камня примерно одинаковой твёрдости. Два дают черноту, два нет. Все на спусках одного и того же ножа.
Upd: собрал всю черноту с камня магнитом. Камень частиц не подмешивает. Вся взвесь - металл...
Вот из видео сверху на пятерке, это же не суспензию выделяет камень, а активно снимается металл. причем есть камни где чернота прет, а есть где не очень.
Суть вопроса вот в чём. Является ли чернота подтвеждением режущей способности камня? Опережая: про арки знаю, здесь не то. Один нож, четыре камня примерно одинаковой твёрдости. Два дают черноту, два нет. Все на спусках одного и того же ножа.
Upd: собрал всю черноту с камня магнитом. Камень частиц не подмешивает. Вся взвесь - металл...
Твердость/мягкость японских натуральных камней
есть камни где чернота прет, а есть где не очень.
Стоит разумно-критически относиться к фотографии черноты на камне. Насколько я понимаю, она может быть, например, после работы по ламинированной железке, и происходить преимущественно от мягкого железа. Один раз я встречал в описании камня фразу "Aizu is difficult stone for beginner. The key point is to make slurry. You may use AI-Diamond as Nagura stone. You have to sharpen Jigane, not only edge. The black slurry from Jigane is important."
Вернуться в «Японские натуральные камни (JNat)»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя