Керамика

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Керамика

Сообщение Botanic » 25 окт 2018, 19:03 #21

===== Керамика: ссылки



  1. Керамика http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=51185.0
  2. Что за хрень с ультрафайном? http://forum.guns.ru/forummessage/224/433763.html
    //про чистку керамики
  3. Что такое керамика? http://forum.guns.ru/forummessage/224/1499290.html
  4. керамика Idahone и Арканзас
  5. керамика Spyderco - все, что вы хотели о ней знать http://forum.guns.ru/forummessage/224/558291.html
    размер зерна 15-25мкм. https://forum.guns.ru/forummessage/224/558291.html
    доводка керамики до отражения https://forum.guns.ru/forummessage/224/ ... 92832.html
    https://forum.guns.ru/forummessage/224/ ... 78492.html
    BWman пробы доведенной на алмазках керамике по бритвам https://forum.guns.ru/forummessage/224/ ... 12936.html
  6. "Апгрейд" Спаевской керамики http://forum.guns.ru/forummessage/224/434145.html
  7. Лучшая керамика http://forum.guns.ru/forummessage/224/1292232.html
  8. Поликор, ситалл и прочие интересные материалы для доводки http://forum.guns.ru/forummessage/224/510142.html
  9. Новый вид абразива? Спеченный рубин. http://forum.guns.ru/forummessage/224/567111.html
  10. Китайская рубиновая керамика - есть отзывы? http://forum.guns.ru/forummessage/224/1108351.html
  11. керамические стержни, пробники готовы http://forum.guns.ru/forummessage/224/1816599.html
  12. Абразивы и их особенности (натуралы vs алмазы и т.д.) : Idahone vs arkansas

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 07 июн 2019, 12:21 #22

Новая керамика от уважаемого Андрея Петрова. Коричневая:
http://www.grinder-man.ru/G-225

Отличается ли от белой:

Изначально написано grinderman:


Можно сказать, что ничем, если меть ввиду состав.
В коричневую керамику добавлены несколько процентов добавок, которые улучшают определенные свойства этой керамики.
Ну а коричневый цвет - это лишь следствие.
Изготавливается эта беспористая керамика из глинозема.
Размеры зерен частиц готовой шихты имеют размеры 1-3 мкм.
Содержание оксида алюминия в данном материале - не менее 96%.

У больших брусков G-225 шлифованы 4 продольные плоскости, и сформированы 4 продольные фаски.
Работа выполнена на хорошем уровне и даже очень требовательным любителям заточного дела будет трудно предъявить претензии к геометрии этих камней.




Приступил к пробам коричневой керамики, пока что успел немного, так что обзор с фото будет потом, но уже сейчас есть чем поделиться.
Пожалуй впервые я _настолько_ доволен керамикой.

Керамика "из коробки" имеет шикарную геометрию, полностью готова к работе. Я даже не стал сглаживать грани снятых фасочек, они этого не потребовали (хотя начинающим я бы всё же рекомендовал чуть сгладить, еле-еле).

Поверхность меня очень порадовала - она очень однородна, но имеет специфический характер от обработки (я так понимаю - плоскошлиф), который решает самую главную проблему керамик - отвод шлама и натягивание микрозаусенки - тут ситуация такова, что выдавленному резанием металлу есть куда деваться, кромка получается очень добротная без усилий и особо пристального контроля.

При том, что эта керамика сделана на основе очень мелкого зерна, вот эта шероховатость "из коробки", позволяет ей работать относительно "грубо" и очень быстро, при том, поскольку геометрия в полном порядке, ежели кому надо тоньше - притереть на порошке КК одну из сторон не представляет проблемы - дать несколько более тонкую шероховатость при том, что плоскость уже есть - не бог весть как сложно. Тем более, что для того, чтобы не терять эту самую способность эффективного отвода выдавленного резанием, необязательно особо тонко выводить начисто, можно сделать с большим шагом обработки по зернистости - подровнять "по вершинкам", но оставить некий рельеф.

Мне вот как раз понравилось, что работает имеющаяся шероховатость достаточно "крупно". При том, ход клинка по ней тактильно мягче, чем если взять белую керамику и притереть её грубо.
Однородность обработки вполне соответствует тонкости\грубости обработки, даже на мягкой стали.

Типоразмер мне понравился, для работы на стационарном камне очень удобно, прямо как я люблю.
Самым трудным тестом, который я пока дал этой керамике, была работа хоть и по достаточно мягкой нерже, но сразу после Нортон Индиа Файн, у которой, как известно, средний размер зерна ~35мкм., с совсем незначительным повышением угла - коричневая керамика справилась замечательно, использовал её с маслом Gunex2000 в виде спрея, которое мне очень нравится на масляных синтетиках на твёрдой керамической связке. На керамике тоже очень понравилось, в т.ч. тем, что густеет от снятого металла довольно медленно и очень хорошо предупреждает засаливание, оно минимально.

Об оставляемой этой керамикой шероховатости, без фотопримеров говорить рано, но если сопоставлять... Ну вот по мягкой стали получается на уровне работы искусственных брусков с размером зерна около 10мкм., на высоколегированных сталях типа х12мф/d2 несколько тоньше, условно говоря, как м7+-.

Конечно, наверное многие скажут что это не особо-то тонко, но во-первых, если надо тоньше - то "запас" у этой керамики по притирке есть, в силу мелкого зерна, используемого в ней, а во-вторых - достигаемая острота достаточно высокая - после заточки направка на чистой коже проходов 15 и волос легко застругивался, притом гарантированно не микрозаусенкой, а кромкой - я этот момент тщательно отслеживаю. Агрессивность реза весьма впечатляющая при том.
Ну и к тому же никто не запрещает использовать после неё более тонкие абразивы, например ту же белую керамику в т.ч. в притирке потоньше - это уже кому как нравится. Лично меня привлекает то, что для именно заточки на достаточно тонком этапе, для грубоватого финиша - очень даже хорошо подходит и проблемы с заусенкой не возникло даже на мягкой нерже.

Полагаю, что при таких характеристиках "из коробки", было бы интересно данную керамику ещё применять и в малом типоразмере для подточки/правки инструмента в "полевых условиях", благо для этого вполне подойдёт типоразмер "под апексоиды":
http://www.grinder-man.ru/G-152Blank

В общем мне она очень понравилась, буду дальше пробовать по разным сталям и инструменту, а там уже, когда картина сложится более подробная, уже и фото результатов её работы сделаю.
Андрею большое спасибо!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 05 июн 2020, 02:05 #23

В рамках обсуждения керамики на "ганзе" возникли некоторые вопросы, как сумел - ответил, считаю полезным продублировать тут:
Изначально написано inok1:

Я раньше как раз и представлял себе керамику как что-то стеклоподобное.
На другом форуме спросил, так ли это? - Знатоки ответили, что нет.
Подробностей спрашивать не стал, надоело нарываться на ответы "Гугл в помощь". Вики, кстати, действительно поведала, что керамика, в отличие от стекла, имеет сложную структуру.
А дальше всё непонятно: непонятно, как "калибр песка" превращается в какие-то неоднородности, придающие керамике абразивные свойства, откуда берутся заявленные гриты и т. д.?


Спечённая керамика получается путём как бы "подрасплава" и спекания подплавленных спрессованных частиц. А стекло - при полном расплаве до однородной массы. Совсем грубо говоря - при расплаве и получении стекла мы получаем нечто типа монокристалла. А керамика - НЕ полный, а лишь подрасплав спрессованного множества частиц, обладающих структурой, способной резать. + режут межзёренные, а точнее, межструктурные зазоры. Типа как если взять например много-много пластин твердосплава (или даже просто стали), стянуть их наглухо с большим давлением струбциной или спаять - стыки рёбер пластин будут довольно эффективно "скоблить", снимать стружки, даже, по сути - резать (кстати, именно так делают некоторые "протяжные точилки", снимающие конкретную стружку с ножей вдоль РК и ножам - хана. Но - это режет). Не в пример лучше, чем если взять одну-единственную пластину и елозить её ребром по обрабатываемому материалу.
Ну, примерно.
По той же причине - монокристалл того же синтеррубина, или искусственного сапфира, или монокристалл горного хрусталя - при всём своём хим. составе, не обладает выраженной абразивной способностью. Только может работать в силу своей твёрдости, "по принципу напильника", если его поверхности сообщить некую шероховатость - насечку. Пока она живёт - он режет и скоблит.
Но не дольше. И даже выглаженный камень, состоящий из множества плотно спрессованных и вросших друг в друга частиц, подходящей в качестве абразива формы, имеющий тот же хим. состав (например если сравнивать горный хрусталь с арканзасом) - будет работать намного дольше и производительнее. В этом сила структуры камня\бруска в целом, куда бОльшая, чем в его хим. составе. Ну или представьте пемзу - вулканическое стекло. Могла бы она эффективно стирать ороговевшую кожу с пяток, если бы не имела полостей, дырок, зазоров с острыми, скалывающимися кромками, а была монолитом - нет. Но помимо упругой кожи она так же используется как абразив при обработке мрамора, очистке металлов. Мелкий порошок пемзы используется для полировки мрамора, а также он применяется для шлифовки дерева. Пемзой полируют зубные протезы. Эта возможность обусловлена острыми гранями, которые образовываются при разрушении оболочек пор и зазоров в ней. По мере их стирания и слома образуются новые сколы, эффективно цепляющие шлифуемую поверхность, даже не отличающуюся особой упругостью. И в этом - тоже сила структуры материала, а хим. состав тут не главное. Так же как толчёное стекло применяют при притирке меди, бронзы. Хотя само по себе, как аморфный материал, оно не обладает выраженной абразивной способностью. Хотя по составу - это SiO₂ - т.е. тот же диоксид кремния, из которого состоит арканзасский камень, вашита и не работающий абразивно - горный хрусталь (зато из его кристаллов делают гладИла).
А ещё вулканическим стеклом является обсидиан, из которого, как и из вашит и арканзаса, местные племена делали наконечники для стрел, ножи и пр. - острота его кромок на высоте и твёрдость тоже. Но - в отличие от той же вашиты и арканзаса, и даже в отличие от пемзы (!), в качестве абразива его не применяют. И опять же причина в структуре. Не в твёрдости, плотности или хим. составе, а именно, в первую очередь - в структуре! Также и керамика - одно дело получить расплав до однородной массы, и совсем другое - спекать под давлением частицы, получая определённую структуру, пусть и с деградацией и "смазыванием" размера этих частиц при спекании. Возьмите хоть скол разбившейся чашки - "зернистость" будет очевидна и отличная от скола того же стекла. Подровняв скол керамической чашки - на нём можно направлять и даже затачивать, а на сколе стекла - максимум царапать или сглаживать.
И опять-таки - в этом сила структуры.
Ну, грубо говоря, в общих чертах как-то так.
P.S.
И в этом же, в силе структуры - заключается многое в разности работы тех или иных искусственных абразивов. Советские хонинговальные бруски имели подразделение по открытости структуры по 20-ти с лишним градациям! И если близлежащие градации не так уж заметны в разнице характера обработки, то дальние - очень. А если применять в рассчётных режимах по скорости и направлению, амплитуде обработки - и близлежащие градации показывают большую разницу в обработке ими. И в этом же ключ к понимаю того, как много от таких аспектов зависит в абразивной обработке и как сильно можно оптимизировать процессы обработки, подбирая абразивы под задачу и сталь, ориентируясь на параметры связки и структуры, а не только лишь на тип абразива и зернистость. Почему я так часто говорю о том, что полезно почитать спец. литературу по машинному шлифованию в частности. Там подбор абразива важен по каждому параметру, всё это применялось на практике, по этому делу писали диссеры и лабораторные работы, защищали патенты, там всё измерено и проверено и очень наглядно. Напрямую перенести это на режимы ручной абразивной обработки нельзя, но какие-то общие моменты вычленить можно и это здорово помогает в целом понять как что работает, можно серьёзно упростить себе многие задачи.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 25 сен 2020, 11:01 #24

На разных ресурсах я поместил этот обзор в разные темы, в зависимости от актуальности и конъюнктуры)
Здесь же, помещу его в теме о керамике, так как работа всё-таки на ней делалась:
В рамках кое-каких экспериментов с притиркой керамики, родился следующий обзор. Не о большом шаге зернистости, но зато о скорости работы)
Керамика Idahone в притирке на чёрном КК F60 c одной стороны и в притирке на зелёном КК F400 на другой. Да, сразу скажу, что выравнивание и притирка этой керамики изначально делалась на притире с алмазным зерном, ибо это самый производительный вариант для неё. И только после этого, уже на КК делалась окончательная притирка. Причём сторона, притёртая на F60 - загрубление на нём притирки до F320. И поскольку дробится КК активно, то очень трудно говорить о повторении притирки "один в один". Я просто старался сделать, как можно грубее, но в среднем, работа получалась на уже поддробленном зерне, полагаю +- сходным с фракцией F100.

Собственно, рассчётные тесты ещё только предстоят, но надо было подточить один ножик из сандвика и я взял эту керамику. Работал с оливковым маслом.
Все микрофото сделаны с объективом Ломо План 10х0.22 с прямой проекцией на матрицу, кадрированы так, что по горизонтали кадра - 1мм. Ширина фасок клинка ~ 0,16мм. Все фото кликабельны.
Угол заточки конский - почти 50 градусов. Я на такие углы обычно не затачиваю, но тут надо было для кое-какой проверки.

Итак, сначала ТБ на шкурке P600 с графитом, ибо у клинка были забойчики и далее заточка на грубопритёртой стороне ~ 2 минуты работал:

Изображение

Как видно, несмотря на чрезвычайно узкую фаску и грубую притирку - грубость обработки не кошмарная. Клинок легко бреет предплечье. Очень агрессивен.

Далее беру сторону более тонко притёртую. Работаю 1 минуту. Клинок режет волос. Смотрю в микроскоп МПБ-2 и ничего плохого не вижу, но чудес-то не бывает, да и ногтевой тест мне не нравится, так что смотрю в бОльшем увеличении и по результатам делаю ДВА микрофото ОДНОГО участка клинка с разным углом падения света - имитируя то, как обычно подсвечивают клинки новички - для пущей наглядности того, при осмотре каких снимков заточки в интернете лучше посомневаться о том, что там на самом деле на РК.
Та-дам:

Изображение

Ну вроде всё же прилично?) "Зубчик" на РК просто виден, ага? А вот нет.
Меняем угол падения света и вуаля:

Изображение

Это даже не заусенец, а начало формирования (впрочем, я когда-то уже показывал похожее явление на некоторых микрофото и делал подробный обзор, но судя по нулевому пониманию у некоторых, кто я точно знаю, читал тот обзор - необходимо повторить, а то не доходит) - уже легко сгибающаяся на сторону полосочка стали на РК, слишком тонкая и получившая усталость от воздействия абразива с грубым рельефом. Ещё несколько движений и будет классический жирный заусенец.
А пока что - это безобразие шикарно режет волос и не хочет переставать это делать даже если провести по винной пробке - обычно, если есть заусенец, то при таком методе удаления, он часто отходит, утаскивая за собой фрагменты РК, ну а пока это ещё его "начаток" - такого нет, но и конечно, назвать это громко "РК" - язык не поворачивается. У меня.
У некоторых любителей создавать нездоровые сенсации типа "заточки до реза волоса на грубом абразиве за 3 минуты" - это называется кромкой, да, а небрежение относительно заусенки и прочей гадости на РК отметается, как не значащее, или они даже уверены, что всё нормально, ибо, как правило, оптикой либо не пользуются принципиально, либо пользуются такой, что там это не видно. Как говорится - "глаз не видит - желудок не страдает". Да, ещё заодно это опровергает идиотский тезис некоторых персонажей, о том, что при углах в 40 и более градусов, заусенка "не образуется" или "почти не образуется" в отличие от углов меньших. Да-да, и такое тоже приходилось слышать, и не раз.

Ну и раз уж родился обзор, я решил, что далее покажу способ удаления заусенца, к которому обычно не прибегают. Но иногда он может помочь, если у кого ограниченный набор абразивов, а ТБ делать "религия не позволяет".
Можно поступить просто и "спилить" начинающий образовываться или уже образовавшийся заусенец..... предыдущим абразивом.
Причём - если делать аккуратно, то РК при этом можно получить более однородную и острую, нежели на том же абразиве получалась "до того" в первоначальном режиме работы после более грубого абразива или просто "в режиме обдирки". А агрессия реза при том будет очень высокой. Хотя стойкость конечно будет не ахти, но это уже совсем другая история. В любом случае она будет выше, чем если оставлять безобразие после работы более тонким абразивом, или если остановиться после первоначальной обдирки на этом.
Я сделал 3-4 прохода на сторону, меняя стороны каждый проход и всё в порядке - справа снизу на фото видно прилипший кусочек заусенки:

Изображение

Да, если открыть в оригинальном размере, особенно, этот снимок и самый первый в посте - то будет хорошо заметно, что на кромке изменилось. Хотя всё равно - абразив грубый и пятно контакта очень мало, т.е. нагрузка на несчастный сандвик развивается очень большая. Предплечье бреет более "зрелищно", чем в первый раз). Но волос пока не берёт.

Ну а как же "до реза волоса за 3 минуты"? Неужели без заусенки это не сделать? Нет, можно. Но не тяп-ляп, не при любой технике работы, давлении и выборе абразива. И ключевой момент в том, что заусенка должна быть гарантированно убрана. И не "по ощущениям", а по факту. Самое сложное - после её удаления правильным образом, доработать до того момента, когда РК максимально тонка для данного абразива, но новая заусенка не успела начать образовываться. Научиться этому без методов оптического контроля - не представляю возможным, разве что статистически допустимые случайные "выстрелы в десятку" наобум. Ну а после обработки даже такой грубой, как в данном обзоре, и особенно если сталь достаточно простенькая - вполне сработает просто направка на стропе. Из ХБ или кожи, с пастой или на чистой. Я направлял на куске чепрака, без пасты - ну нет смысла при такой мягкой стали. 10 проходов на сторону и волос строгается без проблем:

Изображение

Это я ещё переборщил - как можно наблюдать, на самой кромочке, даже просто чистая кожа начала "натаскивать" местами микроскопические в буквальном смысле слова, "чешуйки" стали на кромку. Да, пока не везде, и назвать это даже микрозаусенкой я не могу. Но обработка -это всегда процесс, динамика. Ещё проходов 10 и будет уже микрозаусенка. Ещё 50 сделать - и можно получить микрозаусенку, шириной уже не в 1-2мкм., а во все 10 - я проверял не раз на разных сталях. В т.ч. это вплоть и до сталей с твёрдостью до 60 и более можно получить. Не на всех, но там уже народ легко это делает применяя на стропах пасты)).

В общем, главное, что я хотел этим всем сказать, снова, это то, что без анализа собственной работы и происходящего на кромке, быть уверенным в чём-либо что в собственных действиях, что в оценке того, что показывают некоторые блогеры или многие "я не мастер в заточке, но я дам мастер-класс по ней" - невозможно."

Кстати, в посте 119 по ссылке:
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... &start=100

Обзорчик тоже о керамике (коричневой от Гриндермана) и о микрозаусенце - можно сравнить результат на фаске и РК керамик в обзоре выше и по ссылке - "фишка" в том, что шероховатость коричневой Гриндермановской - более грубая, но совсем иного характера, чем у Идахона в притирке на КК F60. Но работает коричневая намного тоньше. Вот прекрасный пример того, что часто важнее характер шероховатости бруска/камня, а не класс её.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 28 окт 2020, 12:11 #25

Вообще, суммируя свой опыт работы и всяческих проб с самыми разными керамиками, сформировал мнение, что основные преимущества керамика даёт в работе в грубой притирке или специфической машинной подготовке её поверхности. Тогда как тонкая и очень тонкая подготовка керамик многие преимущества теряет, а проблемы начинает создавать. Не говоря уже о том, что применяя её в качестве доводочного материала, я не нашёл у неё не только преимуществ перед часто употребляющимися иными абразивами, но и зачастую даже возможности с ними конкурировать.
Основным плюсом грубопритёртой керамики является очень высокая производительность, причём по практически любым сталям. При этом соотношение шероховатости фасок и максимально достижимой тонкости РК весьма впечатляющее. При том грубость отделки фасок при значительной их шероховатости - довольно умеренная. Следующим отмечу высокую стойкость керамики к истиранию и деградации. Она даже в очень грубой притирке очень медленно теряет как геометрию, так и абразивную способность. Ещё отмечу, что в грубой притирке или в машинной обработке (как коричневая от Гриндермана), не создаёт проблем с заусеночными явлениями и позволяет получать все плюсы от варьирования давления при работе.
И в этом кардинальное отличие от тонких притирок керамики - тонкопритёртые критичны к любому изменению давления, это моментально ведёт к снижению однородности обработки и появлению паразитной риски, что легко происходит и при неизменном давлении, оказываемом заточником просто в силу изменения пятна контакта на криволинейных РК (т.е. практически любом скруглении к носику клинка и пр.). При том, высокая плотность керамики в тонкой притирке, приводит к затруднению отвода шлама - отработке просто некуда деваться, что влияет и на однородность работы и, нередко, на точность получаемой геометрии, а также нередко провоцирует срыв частиц с фасок и РК. При том даже в притирке не очень тонкой (скажем на cвободном или полусвязанном алмазном зерне 10/7 или на суспензии порошка КК порядка F600), как и в более тонкой обработке, чрезвычайно сильно проявляется рост заусеночных явлений, которые не получается удалить в процессе работы обычными техническими приёмами заточки - сменой направления движений вкупе с изменением амплитуды, давления и варьирования количества и характера СОЖ и пр. Спасает только технологический барьер.
В общем, по совокупности "поведенческих черт" - керамикой в средней и тонкой притирке я перестал пользоваться совсем, есть уйма абразивов, на тех же этапах работы выигрывающих - в т.ч. обладающих теми характеристиками, которыми керамика тоже обладает, но в совсем иной подготовке её поверхности и на более ранних этапах.
При том, в той же грубой подготовке керамики, или вот на коричневой от Гриндермана, которая из под плоскошлифа "из коробки" - совершенно реален грубоватый финиш, причём с получением высокой степени остроты.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Керамика

Сообщение LyapaDara » 28 окт 2020, 12:47 #26

Отлично резюмировано.

Я тоже заметил за собой, что керамику (для финиша ножиков) стараюсь притирать на 320-ом порошке. А с учётом её твёрдости, даже такой порошок оставляет поверхность более гладкую, нежели на других камнях. Тут на ганзе задавали вопрос про сравнение вашиты и керамики (ну, ты помнишь), так вот я бы хотел сравнивать не камни, а этапы. То есть (для ножиков) я стараюсь использовать керамику на тот же этап, что и вашита примерно. Это максимум.

В заводской обработке мне тоже нравится, даже очень, но вот сделать такую дома, на порошках КК мне не удавалось почему-то. (Уж пробовал по разному и на разных порошках. Наверное надо было на алмазах пробовать по всякому, но тогда не догадался.) Поэтому лично я и притираю на 320 в основном. Если делаю на 220, то она мне кажется менее производительной, как будто у ней зёрна не острые, а уже сглаженные. Много не пробовал - китайскую рубиновую, китайскую белую и монину, ЕМНИП.

vovchiklj
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Керамика

Сообщение vovchiklj » 29 окт 2020, 00:40 #27

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Отлично резюмировано

Аха, "все плохо", а почему так - ответов нет...
А я , дай бог памяти, года 3(больше - меньше) назад фото поверхности керамики выкладывал по-моему с электронного микроскопа. Где явно видно, что при шлифовке(а это явно делали перед съёмкой) тупые плато вершин. И шлиф делали %на 80 на суспензии. Ну им не в укор, у них другие цели.
И вот тут ещё https://scienceofsharp.com/2018/08/22/w ... do-part-1/ очень хороший человек выкладывал фото стружки от абразивных камней (связкой М СМ СТ) и от керамики, логично показывая, что керамике свойственно не абразивное резание металла, а как он назвал "адгезионный износ". Интуитивно, что это такое, я примерно представляю, объяснить правильно, вряд-ли смогу. Профильное образование не то.
Если совсем грубо, то это износ как у пары трения, где куча процессов(течение, уплотнение и пр. пр), а результат отшелушивание частичек металла. Сложно там.
Но суть в другом, сказав А надо и Б добавить...)
Когда то один Человек на Ганзе сказал(многие помнят о ком я), абразивный камень не должен быть напильником, я с временем понял, что он имел ввиду. Но в контексте керамики сверхплотной это в корне неверно. Именно делая из нее напильник, можно достичь хороших результатов.
На каком бы мы зерне (свободном) не пытались доводить керамику, из-за очень крепких связей между зёрнами керамики, всегда будем получать скруглённые вершины.
Выбить зерно катающимся абразивом маловероятно.
Собственно а чем же резать этот напильник?
Из всех вариантов, что первое просится алмаз. Связка - два варианта , либо никель либо металлические связки используемые в хонах. Если память не изменяет, для керамики М2-01 лучше подходит(или -02, инфа в инете есть)
Никель, сразу отпадает, там зерно как правило тупится, и дальше вряд-ли что нарежет. А хоны в свое время пучками продавали.
Осталось продумать технологию нарезки этого напильника вручную. Сравнивать машинную шлифовку с быстрыми оборотами с ручной, сложно.
И ещё нюанс зерно хона, должно быть подобрано так, чтоб шероховатость не превышала размера зерна. Ну это вы знаете, о чем я пишу.
Из всего этого, самое сложное не это...
Самое сложное объяснить толпе, что керамика не для заточки- шлифовки(даже китайская RUBI), а для доводки!
Ярослав, Вас это не касается, у Вас тонкая заточка на уровне доводочных операций))
Фу, вроде все...

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Керамика

Сообщение LyapaDara » 29 окт 2020, 10:36 #28

Хм, надо осмыслить.

ps
А что бы осмыслить, снова чтоль теперь керамику покупать?

vovchiklj
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Керамика

Сообщение vovchiklj » 29 окт 2020, 14:54 #29

LyapaDara писал(а):Источник цитаты
А что бы осмыслить, снова чтоль теперь керамику покупать?

Алексей, не поверю, что у тебя ниодной керамики в хозяйстве нет))
А с другой стороны, нет, так может и не надо?
Ночь переспал, ещё подумал...
С нарезкой напильника, на станках образующаяся поверхность зависит от скорости и подач.
Ну скорость то мы можем и побыстрее шоркать)))
А вот с подачей в глубину (на станках жёсткостью конструкций определяется) мы вряд ли что сможем... Не развить нам такое усилие. Получится опять по вершинам гладить...

vovchiklj
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Керамика

Сообщение vovchiklj » 03 ноя 2020, 19:51 #30

Нашел я у себя хоны Алмазные небольшие, 60/40 100% наполнение, на связке М2-01.
Собрал на магните и попробовал пошлифовать керамику.
Не понравилось, не получается как на машинной доводке. Много царапин грубых и зерно алмаза не такое уж острое. Все равно тупит вершины керамики.
Я не говорю, что мое мнение решающее, может кто попробует и добьется лучших результатов... Но это если есть хоны и керамика для экспериментов, тратить дополнительные деньги я не советую.
IMG_20201103_090050.jpg

IMG_20201103_090152.jpg


Ярослав, если будет интересно, попробуй такой вариант, где нибудь сбоку на нерабочей стороне керамики. Меня впечатлила работа мягкого относительно крупнозернистого бруска из зелёного КК. Главное уловить момент, когда при притирке керамики, суспензия между брусками есть, но не обвально. Я ловил давлением и смывая лишнее. Размер зерна только примерно могу сказать от F120-F200.
Структура открытая. Твердость либо М или СМ. Фото приложу. Главное чтобы именно зелёный КК.
IMG_20201103_090329.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 03 ноя 2020, 23:35 #31

Спасибо, попробую! У меня как раз такой брусок, как на фото, реально мягкий зелёный КК - есть (профилировал ему торец и юзаю для внутренней части полукруглых стамесок - оч. удобно - форму конкретной стамески принимает практически моментально :mrgreen: ).

С хонинговальными брусками, а у меня подобных парочка есть, алмазных - даже не стал пробовать керамику. Очень уж уныло. Но больше меня расстроило то, что даже на гальванике сделать "насечку" алмазным зерном не получается удовлетворительно - приходится реально "притирать", а вот ничего похожего на "нарезать" - не выходит. Будем думать дальше....

vovchiklj
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Керамика

Сообщение vovchiklj » 04 ноя 2020, 21:36 #32

Ярослав, я нашел что надо получить при грубой притирке керамики! То что я писал про напильник не то совсем!
Кто то недавно с Ютуба выкладывал материал про шлифленты. И там среди современных разработок было про компактное зерно и зерно керамики.
"компакт-зерно – зернистый материал, который применяется для шлифовки изделий из нержавеющей или черной стали.

Компактное зерно (компакт-зерно) состоит из отдельных гранул. Каждая гранула представляет собой склеенный блок с множеством абразивных зерен (AO, ZK, SiC)."
IMG_20201104_114132.jpg


Теперь перенесем это на керамику.
Есть мелкозернистая керамика, как писал 1-3 мкм. И на ней нужно нарезать более крупную шероховатость, чтобы образовались крупные зубья, как на шкурке с компактным зерном.
Тогда керамика станет абразивной и будет резать и самозатачиваться, по мере затупления мелких абразивных зёрен. Здесь минус керамики, очень крепкие связи между зёрнами, дадут плюс. А стекло фаза между зёрнами даст острые кромки, когда тупые зерна будут отламываться по мере затупления.
Осталось придумать, как это сделать)))
Мне на китайской Руби это точно не получить, там зерно очень велико.
П.С. пока из идей могу подсказать одно, категорически нельзя использовать твердые притиры(стекло, гранит, керамогранит). Они сразу будут тупить вершины создаваемой шероховатости, надо либо металл либо ещё что-то мягкое.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 07 ноя 2020, 17:29 #33

Я тут переделал притирку и тонкой стороны своего Idahone (к слову - идеально выровненную и притёртую я её продавал года три - ни один человек не заинтересовался, при весьма скромной цене за идеально выровненную и притёртую - но как я уже не раз убеждался - если что-то долго не продаётся из заточного - значит сам скорее всего не исчерпал полезности этого абразива :D )

В общем - грубая сторона загрублена на алмазной гальванической пластине и затем - притирка на чёрном КК F60 на... толстой пластиковой подложке, положенной на притир - подложка эта - типа обложки ксерокопированных документов - продаётся почти в каждых канцтоварах. Толщину не мерял, но она, полагаю, как 1,5-2 листа обычной офисной бумаги, т.е. микрон под 160 - 200. Чёрный КК даже под керамикой "жил" на этой подложке достаточно долго, я даже удивился. Результат мне понравился.
А вот тонкую сторону я притёр на алмазном зерне 50/40мкм., причём в виде пасты ВОМ. Как справедливо писал Андрей Соколов - просто зерно, а не в пасте - конечно лучше в плане выровнять поскорее. Всегда притирая керамику на алмазах из пасты, расход растворителя значительный, а дышать этим неполезно. А вот для сообщения рельефа - "подушка" на притире оказалась полезна - получилась из связки пасты с добавлением машинного масла + сверху я щедро добавлял нефрас для текучести (уайт-спирит) - в общем отчасти работало как свободное, но отчасти и как полусвязанное в рельефе гранитного притира, благодаря же вязкости СОЖ - возникло некое "демпфирование" и зерно не лопалось так уж сразу, я не разбавлял до такой текучести, как делаю для подравнивания. Снималось при том довольно быстро, от снятой керамики белеть начинало, летучая фракция нефраса испарялась активно и потому обновлять всё это дело приходилось часто. Отработал 2 порции алмазного зерна, причём обе старался не до конца отрабатывать - как почувствовал, что оно "полопалось" - удалял.
Вышло быстро и недурно - результат мне понравился. Отдельных царапин на керамике нет и в помине, поверхность равномерно матоватая, под углом что-то отражает. Работает вот так -обзор в посте 18 по ссылке:
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=3

Работал с маслом, заусенка образуется, но легко подрезается просто сменой направления движений, что, собственно мне и хотелось получить. В общем - работает нормально, а такой двусторонний брусочек керамики, на выездах мне очень поможет. Очень рад что её у меня так и не купили - типоразмер удачный для выездов (и экспериментов) - 103х51х13мм.

vovchiklj
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Керамика

Сообщение vovchiklj » 07 ноя 2020, 22:09 #34

Может есть возможность посмотреть на снимки керамики в новой притирке?))
Ярослав, а какое зерно у этой керамики?

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 07 ноя 2020, 22:31 #35

Сайт Idahone пишет 1200 - 1500 (я так понимаю, по Fepa) - вот страничка на керамику, как у меня:
https://idahoners.com/products/bench-st ... 5228174474
Но "из коробки" - она кривааааая.... Хотя и не самая кривая далеко - спайдерко обычно кривее. Я в начале темы делал обзор о выравнивании именно этого брусочка идахоновского - там фотки кое-какие есть и даже после F400 КК после алмазного выравнивания там всё выглядит недурно - без "смазанности" и сглаженности, но это может быть и обманчиво.
Я попробую снять то что сейчас, поподробнее...
P.S. Cнял, скоро опубликую. Вроде вышло интересно...

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 07 ноя 2020, 23:43 #36

Итак - фотки. Ширина кадра 1.мм. по горизонтали, фотки кликабельны.
Первая пара снимков - "как есть" - сначала притирка F60, затем 50/40:

Изображение

Изображение

Хорошо заметны налипшие кусочки стали после заточек на этом бруске.
Для следующей пары фото я попробовал сделать рельеф более контрастным, для чего провёл по участкам бруска чёрным перманентным маркером - вышло эпично :) Также - сначала после F60, затем после 50/40:

Изображение

Изображение

Пористости в этой керамике отродясь не было, но "лунки" я в попытках сделать поверхность грубой - "понавтыкал". А вообще мне нравится, особенно с контрастом структуры маркером - в принципе похоже на то, что хотелось бы получить. Ну и отдельные особо грубые лунки в контексте их количества на единицу площади - вполне допустимые, я считаю.

vovchiklj
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Керамика

Сообщение vovchiklj » 08 ноя 2020, 00:33 #37

О! Так быстро) Спасибо Ярослав!
oldTor писал(а):Источник цитаты Сайт Idahone пишет 1200 - 1500 (я так понимаю, по Fepa)

Т.е. примерно как коричневая...
oldTor писал(а):Источник цитаты но "лунки" я в попытках сделать поверхность грубой - "понавтыкал".

Я тоже думаю это не критично, работать вершины будут. И тут , самое то, сначала выравнивать до мелкого зерна, а потом уже грубую текстуру рабочую делать.
oldTor писал(а):Источник цитаты в принципе похоже на то, что хотелось бы получить.

Мне тоже так кажется, но я далеко))) Снимки шикарные, особенно подкрашенный первый, смотрится как гористая местность.
Еще, когда я хочу оценить профиль, то ставлю объектив лупы на ребро бруска и под небольшим углом смотрю на рабочую поверхность. Если нет больших сглаженных фасок, то неплохо дает возможность оценить рельеф зерна. (Это я не на фото напрашиваюсь)), просто предлагаю посмотреть)

Ну теперь, Ярослав, ждем отзывов, на сколько долгоиграющим будет этот вариант. Предположу, что обвальной потери абразивной способности не будет. Будет примерно как с камнями Индией или другими на твердых керамических связках.
Подождем...)))

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 08 ноя 2020, 00:40 #38

Спасибо! Да я уж крутил по-всякому, даже была идея попробовать "в профиль" брусок с края торца снять, но в обоих вариантах для информативного микро придётся стэкинг делать из нескольких десятков кадров и не факт что что-то хорошее получится( И так-то рельеф сильно жирнее ГРИП, а под углом вообще беда.. А понаблюдать - довольно интересно, я вот как раз кручу-верчу)
Само собой! Буду теперь юзать по-полной, со временем отпишусь. И что-то мне кажется, задолго до того, как всё это добро потребует освежения.. Ну да посмотрим - пока у меня радужные надежды, ибо та же коричневая не продемонстрировала пока желания выгладиться, хотя я её уже давно использую и в т.ч. по порошковым сталям всяким.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 25 янв 2021, 14:20 #39

Затачивал тут клинок из У10А на керамике Idahone. Полный угол заточки - 28 градусов. Грубая заточка на стороне, притёртой на чёрном КК F60, затем без повышения угла заточка на стороне, притёртой на алмазном зерне 50/40мкм., затем технологический барьер на засаленной графитом шкурке sia P2500 на мягкой подложке и далее финиш на этой же керамике. Эта сталь чрезвычайно легко поддаётся керамике, тем более в такой притирке, так что я был несколько удивлён полученной тонкости обработки, но не полученной остроте. У керамики в грубой, но не абы какой притирке, есть своя "фишка" в особенности работы - она позволяет при высокой производительности достичь высокой степени остроты (рез волоса на расстоянии +- 5-8мм. от точки удержания сразу после камня, до направки) при довольно грубой шероховатости фасок. А в данном случае, управляя давлением и количеством ПАВ, шероховатость фасок вышла более тонкой, чем обычно. Работал с олеиновой кислотой, последний этап - с тонюсенькой её пленочкой на керамике и с малым давлением. Удалось сделать микрофото, на котором я, слегка отклонив фаску от плоскости кадра и используя два источника света, получил вполне информативную картинку того, что происходит на последних 2-х мкм. от режущей кромки. Заметно специфичное именно для керамики, как бы "сжатие" и "сглаженье" рельефа на самой кромке. На фото размещён фрагмент шкалы объект-микрометра, снятого в тех же условиях, деления его равны 10мкм., толщина штрихов делений - 2мкм. Фото кликабельно, перейдя на фотохостинг по клику, по ещё одному клику можно открыть снимок в оригинальный размер:

Изображение

В общем, я очень рад результатам экспериментов по грубой притирке керамики с обеспечением ей имитации "открытой структуры". Ведь даже и наиболее грубая сторона обеспечивает такую же остроту, не говоря о результате стороны, финиш на которой показан выше. Это редкий случай соотношения настолько быстрой, хотя и грубоватой работы с достижением такой остроты. Конечно, стойкость полученной кромки не такая высокая, как после более тонкой обработки, но зато полученный рельеф благодарно реагирует на не самую тонкую правку, и обеспечивает хорошую агрессию реза, которая при соответственных методах правки довольно долго сохраняется и с поддержанием той же остроты. В общем, в грубой, но тщательной притирке керамики, уйма плюсов. И да - уже сколько на ней заточено, уже почти три месяца прошло, ощущения выглаживания и снижения производительности пока нет.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1795
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Керамика

Сообщение oldTor » 01 фев 2021, 14:45 #40

Компенсирую то, что ранее не сделал снимков коричневой керамики от Гриндермана.
У Гриндермана на сайте не вся предложена выровненная на плоскошлифе (и он как раз плоскошлиф там заявляет для той, которая из под него). Помимо этого есть в несколько раз дешевле варианты такой же керамики, но дешевле именно потому, что (как указано) - она не подготовлена таким образом.

Суть же в том, что поверхность именно его коричневой именно из под плоскошлифа, очень здорово показала себя в работе именно спецификой полученного характера шероховатости.

Сделал снимки - крупным планом со вспышкой, чтобы была видна прерывистая риска, характерная для плоскошлифа, на втором снимке - поближе и приложена линейка для масштаба - фото кликабельны, и ещё (правда на скорую руку и потому не очень удачное - шероховатость керамики превышает ГРИП, и потому мутновато, а делать стэкинг и редактуру у меня не было времени - все снимки - просто камджипег) микрофото с фрагментом шкалы слайд-микрометра в тех же условиях съёмки:

Изображение

Изображение

Изображение

И очень хорошо, что именно из под плоскошлифа с его характерной прерывистой рисочкой. Не в обиду будь сказано тем, кто мне присылал замечательные камни из под алмазной планшайбы, но не могу не отметить, что её обработка менее однородна - фотопримеры есть по ссылке:
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=231


Вернуться в «Синтетические абразивы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей