О хорошей заводской заточке и о том, как её повторить

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1796
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

О хорошей заводской заточке и о том, как её повторить

Сообщение oldTor » 27 фев 2017, 22:57 #1

Для того, чтобы получить результат как при удачной заводской заточке, необходимо понять составляющие такого результата, а потом имитировать эти составляющие с высокой точностью. Чем в данном обзоре я и займусь.

Во-первых, определю, что считать для ножа приличной заводской заточкой, при обычных вводных - грубом заточном абразиве и полировальнике с пастой с повышением угла.
Это агрессивность реза, достаточно высокая степень остроты (не ниже, чем способность брить предплечье и резать лист бумаги в любом направлении без задиров и спотыканий), отсутствие так называемой "мыльности" реза, симметричность (для ножей с симметричной заточкой) заточки и обработки на полировальнике, отсутствие явного заусенца и задиров, забоев, щербатин на кромке.
Конечно, такая заводская заточка - редкость. Обычное дело, если симметрия отсутствует, однородность кромки ниже среднего, острота недостаточна или кромка "мылит", кромка либо непроработана, либо завалена. Но я рассматриваю вариант удачной заводской заточки, где таких проблем нет.

Агрессивность реза удачной заводской заточки складывается из нескольких факторов - достаточно грубый заточный абразив, направка на пастированном круге с повышением угла, но с созданием очень узкой зоны повышения угла - фактически это микрофаска, только со сглаженной гранью.

Частый и главный вопрос, который задают:
"Почему при удачной заводской заточке и обработке кромки до достаточно высокой степени остроты, ногтевой тест показывает на кромке "сыпь" - явную "пилку" и зуб, а рез обладает хорошей, выраженной "агрессивностью"?"

Мой ответ такой: микрофаска, выполненная на полировальнике, очень узкая, и обладает определённой спецификой - при проводке по ногтю, например, погружение кромки в ногтевую пластину позволяет ощутить вибрации от канавок заточных грубых рисок, находяхся очень близко к кромке - настолько, что их рельеф вступает в работу, при резе, практически моментально. Кроме того, сама линия кромки, не представляет собой прямую - обработка на грубом абразиве, задаёт ей немного, как бы это сказать - "гофрированный" характер, причём некоторая волнистость этого рельефа, не равна размеру зерна в круге, или половине или трети размера средней фракции (думаю, и так понятно, что зерно закреплённое в связке просто физически не может внедряться в сталь полностью, и оставлять риску одного с собой размера - это сферический конь в вакууме, хотя многие, вопреки здравому смыслу, именно так и считают).
Т.е. в принципе, каждое отдельное зерно, врезается в сталь на сравнительно небольшую часть своего размера.
Но значит ли это, что риска всегда меньше размера зерна - отнюдь. Потому как мы имеем дело не с отдельным зерном, а с множеством, организованных определённым образом.
Особенно сильна разница между размером зерна и получаемой шероховатостью, на очень грубом и очень тонком зерне. Вот зерно средних, условно, заточных фракций - да, близко подходит к тому, чтобы как-то сопоставить его размер с получаемой шероховатостью, даже принимая во внимание разность связок различных абразивов.
Но в работе особо грубых абразивов и особо тонких - намного выше влияние концентрации зерна в связке и особенностей формы зерна, а также рыхлости\плотности абразива.
При абразивной обработке, не такое большое количество зёрен в абразиве, в круге в данном случае, собственно режет сталь, поскольку форма зёрен подобна только на схематических картинках, а в реальности они куда более разные и не ориентированы в связке заданным образом (кроме отдельных случаев - такие абразивы существуют, но это не повсеместное явление).
Потому, если обратиться к специальной литературе, можно усвоить, что:
"При абразивной обработке образуется большое число (до сотни миллионов в минуту) очень малых по размеру стружек: толщина составляет всего несколько микрометров (микрон); ширина больше в 8—15 раз их толщины, а длина зависит от размера зоны контакта и при шлифовании обычно менее 1—2 мм. Абразивные зерна, беспорядочно расположенные на рабочей поверхности круга, срезают стружки с шероховатой поверхности обрабатываемой заготовки. Поэтому сечение срезаемого отдельными зернами металла может практически изменяться в широких пределах и приобретать разнообразную форму и размеры.

В действительности не все абразивные зерна, находящиеся на поверхности круга, имеют возможность срезать стружку. Активно участвуют в резании только около 10% (иногда меньше или больше) абразивных зерен, расположенных на той части поверхности круга, которая в данный момент находится в контакте с обрабатываемой поверхностью. Остальные зерна либо не имеют фактического контакта с заготовкой, либо только скользят по поверхности и заглаживают шероховатости, образованные предшествующими зернами.

Большое влияние на процесс резания оказывает форма вершин зерен, имеющих различную степень остроты (или округленности). В зависимости от радиуса округления режущих кромок абразивных зерен, глубины их внедрения и молекулярного взаимодействия абразивного и обрабатываемого материалов будет различным характер резания отдельными зернами "
...
"Если глубина внедрения будет меньше, то такое зерно будет производить пластическое оттеснение материала (зона В). Подобные зерна иногда называют «давящими». В случае, когда глубина внедрения зерна менее 0,01 радиуса округления вершины, происходит упругое оттеснение материала (зона А). Зерна в этом случае условно называют «скользящими». Переходу от упругого деформирования к пластическому и от пластического оттеснения к микрорезанию соответствуют определенные критические нагрузки Ру (рис. 3.а). В зоне пластического деформирования металл не отделяется от основной массы, а обтекает абразивное зерно и выдавливается в направлении, перпендикулярном скорости резания. Объем оттесненного металла, выдавленного по краям канавки, может быть значительным (до 80% от объема царапины). При увеличении относительного внедрения зерен оттеснение материала сменяется его торможением относительно движущегося зерна, т. е. образованием стружки, которая отделяется от основного металла.

Рабочий цикл шлифования, т. е. процесс съема металла в пределах припуска, осуществляется в три этапа (рис. 3.б). С момента контакта круга с заготовкой на первом этапе происходит процесс постепенного врезания. Действительный съем металла в этот период меньше, чем следовало бы ожидать, если рассчитать его исходя из номинальной поперечной подачи. Это объясняется тем, что при внедрении абразивных зерен в металл появляется сила сопротивления, которая действует на круг со стороны шлифуемого изделия и называется радиальной силой. Под действием радиальной силы в механизмах станка происходит выбор имеющихся зазоров, люфтов и деформация некоторых деталей. В системе станок — круг — заготовка в этот период создается натяг. С увеличением натяга возрастает и съем металла."

Источник, читать целиком:
http://texinfo.inf.ua/razdeli/texn_obr/shlifovanie_1.html

В том числе по этим причинам, результатом обработки на грубых абразивах, может являтся именно эта "гофрированность" фаски на всём её протяжении. А если мы возьмём в рассчёт самомалейшее биение круга и отклонения от недостижимого идеала в подаче затачиваемого инструмента, то, думаю, вопросов, от чего и почему это происходит - не возникнет.

Именно поэтому, если нужна по-настоящему равномерно обработанная поверхность и ровная кромка, высокая степень остроты, сочетающаяся с намного более высокой стойкостью этой самой остроты - стоит предпочесть тщательную ручную заточку и доводку. Но разговор сейчас не о том.

Допустим, с обоснованием причин как-то в первом приближении разобрались.
Теперь к частным примерам:

Начав использовать своё недавнее приобретение - Elmos BG-200:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=254

я сразу отмёл применение идущей в комплекте пасты - она сильно пахнет, и попробовав её на притире, я убедился, что ещё и не очень удобна в применении.
Потому на кожаный круг станка, я нанёс ГОИ номер 3 от Реал-Дзержинск.
Были опасения, что она не будет особо эффективна после заточного круга, и лучше бы взять пасту на основе оксида алюминия, но этой ГОИ у меня ещё полкило, а на круге её стОит регулярно освежать, так что решил ею попользоваться.
Так как на подобные станки бывали нарекания, что кожа с круга отклеивается, я не стал пропитывать его машинным маслом, а взял костное.
К тому же оно способствует тому, что паста длительное время остаётся в состоянии, как будто её только нанесли - не засыхает и не застывает.
Наносил, просто несильно прижав брусок пасты к кругу:

Изображение

Круг я применил довольно грубый и твёрдый, не штатный, а снятый с старого китайского точила с водным охлаждением:
писал про него тут, по ссылке пост 2:
http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=259

Выполнив заточку, точил разделочник из W75, перешёл на круг с пастой. Круг шершавый, кожа рыхлая, потому нанёс пасты как следует. Это уже второе нанесение пасты на этот круг - почему-то, упоминая направку на круге с пастой, никогда не пишут о том, как часто на самом деле надо чистить круг от шлама и обновлять пасту, вообще как ухаживать за полировальником.
Видимо, это редко делают, хотя падение производительности и увеличение склонности вытягивать заусенку, по мере деградации текущего пастированного слоя - очевидны. Правда, можно всегда чуть подприжать посильнее, скажем ребром обуха какого-нибудь клинка, и труха с круга вместе со шламом частично отлетают, частично остаются на клинке, но такой способ очистки приводит к скорой деградации кожи.
Чтобы этого не происходило, весьма полезно сначала обработать на пастированном круге всю фаску, удалив особо острые грани рисок, а только потом уже повышать угол. Стороны менять желательно каждый проход, чтобы не вытягивать заусенку. Если она появилась - надо сделать несколько проходов, подавая клинок так, чтобы направление работы пастированного круга не совпадало с направлением рисок от заточного круга.
А далее, стоит снова перейти на работу, соблюдая прежнее направление рисок.
Для чего это нужно:
Если наносить риски разнонаправленно, мы получаем более однородную поверхность, более высокую плоскостность фасок, а если мы работаем всё время в одном направлении, то зерно в эластичном полировальнике (или свободное зерно в суспензии, например), не станет сначала стачивать рёбра рисок, доходить до их "донышка" и дальше нарезать свои, как это делает зерно жёстко закреплённое в связке абразивных брусков и камней - нет, оно будет прорабатывать уже имеющиеся, да, чуть подравнивая "рёбра" рисок, по вершинкам шероховатости, но также и прорабатывая, расширяя и углубляя их "канавки", сообщая им бОльшую округлость, напоминающую серрейтор в миниатюре. Таким образом, даже повышая угол на полировальнике, мы не влияем существенно на собственно _линию_ режущей кромки - её гофрированность никуда не девается, разве что становится более упорядоченной и менее резкой, но она остаётся, добавляя эффективности фактического угла резания при работе ножом - о резе "аркой", можно почитать тут - сохранил себе "Теорию реза от Дмитрича" - более кратко и ёмко - не встречал:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post409727903/
источник:
http://guns.allzip.org/topic/5/129943.html

Итак - на полировальном круге, сначала аккуратно обрабатываю ранее сформированные фаски, а затем, повышаю угол. Получаю такой результат - макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали:

Изображение

Как можно видеть, я переборщил с грубостью заточного круга, слева видно небольшую щербатинку на кромке, однако, на даже удачной заводской заточке, такого масштаба щербатинки - обычное дело. Ноготь их, конечно (при наличии опыта такого рода контроля состояния кромки), чувствует, но в целом, кромка показывает как раз довольно равномерную "сыпь" - ярко выраженную пилообразность, причём в отличие от впечатления от ручной заточки, где "пила" скорее без разводки или со слабо выраженной, то тут пила с крупным зубом и с разводкой.
Т.е. отчасти наверное можно говорить о подобии серрейтора двойного порядка: первый - грубая, не вместившаяся даже в макрофото своим шагом, "гофра", "разводка пилы" на грубом абразиве + второй порядок - более мелкие риски (не от отдельных даже зёрен, а от даже разных граней и выступающих вершинок, некоторых отдельных зёрен в том числе).

Полученная кромка снимает стружку с волоса, скругление грани фасок, в данном случае естественно, учитывая эластичность полировальника, ноготь при том чувствует явную "сыпь", рез очень агрессивен.

Теперь рассмотрим вариант имитации такой заточки вручную.
Для него, характерна более чистая, однородная и стойкая кромка, подобие серрейтора одного порядка, но опять-таки, не выходящего собственно на кромку, но находящегося на самой зоне повышения угла на полировальнике, вступающего в работу практически мгновенно, линия кромки в виде прямой - Макро 9:1, стэкинг, кроп, 1,3мм. по горизонтали:

Изображение

Тут подобная имитация заводской заточки, как бы в миниатюре - грубая заточка на бруске ИСМ из карбида кремния М10, и далее направка на пасте из субмикронного оксида хрома от Ivan-3 - cсылка на обзор:
http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post405781623/
Однако, применён тот же принцип соотношения работы сравнительно грубого абразива и намного более тонкой пасты, без завала кромки, с практически мгновенным участием в резе рисок от предыдущего абразива.

Так что имитировать заводскую заточку можно в разном масштабе, выбирая требуемую тонкость обработки, под задачи конкретного режущего инструмента, сохраняя основные плюсы таковой, и добавляя ещё к агрессивности реза бОльшую стойкость.

AndreyAleksanych
Сообщения: 169
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 22:20

О хорошей заводской заточке и о том, как её повторить

Сообщение AndreyAleksanych » 28 фев 2017, 00:07 #2

Буквально сегодня мальчишка притащил нож именно с такой хорошей заводской заточкой, только на пасте была проработана только микрофаска0.05мм приблизительно, сама же фаска совсем после грубого абразива не обрабатывалась, при проводке по ногтю сыпь не ощущалась, короче на мой взгляд заточка была очень даже ничего, а вот сталь совсем плоха, заминалась от плохо сделанных пластиковых ножен. Приемлема ли такая заточка в нашем случае, конечно да, когда речь идет о потоке, например мясокомбинате, это спасение. Но когда хочется получить удовольствие руками-то приятне. Когда нож стоящий, и мне приятно с ним работать я все операции делаю руками. Но иногда приносят такой что в руки брать противно, вот например сегодня принесли свинорез, сделанный где-то на Кавказе, так на него даже смотреть неприятно было, а человек просил заточить, так как ему нравиться такой для убоя. Так вот в таких случаях станочная заточка и да, полировка не тольео микрофаски , но и доводочной фаски вцелом.
И да, Ярослав, в очередной раз спасибо за обзор.

Аватара пользователя
aptekar113
Сообщения: 375
Зарегистрирован: 07 июл 2015, 23:00
Контактная информация:

О хорошей заводской заточке и о том, как её повторить

Сообщение aptekar113 » 28 фев 2017, 00:14 #3

На сегодняшний день самая качественная заводская заточка которую встречал на Море 106 для карвинга
Вот этой Изображение
Ламинат - правда при продаже было указано что клинок Фростовский - а пришел Мора новодельная - но режет отлично и в лупу видно что заточка хоть и механическая , но очень качественная
Сведено в 0 без микроподвода

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1796
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

О хорошей заводской заточке и о том, как её повторить

Сообщение oldTor » 28 фев 2017, 18:24 #4

Мне лучшая заводская заточка попалась несколько лет назад, как ни странно, на довольно бюджетном вот таком ноже:

Изображение

И на довольно дорогом, тоже купленном уже чёрт-те когда, вот таком:

Изображение

А из относительно свежего - тоже Boker, который Boker Plus Titan Drop Point 440с:

Изображение

Изображение

А вот из отечественного, что мне попадалось, назову только ножи от ПКФ-Витязь, пожалуй:

Изображение


Вернуться в «Ножи»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей