Оптический контроль

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 24 авг 2016, 16:48 #1

Путеводитель по заточке: часть 2 /Методы контроля / Оптический контроль



Структура
  1. Зачем?
  2. Как начать разбираться
  3. Перед просмотром
  4. Общий алгоритм
  5. Связные темы и ссылки
  6. Углы освещения при оптическом контроле
  7. Углы освещения
  8. Черный бархат
  9. Промышленный тест толщины РК при помощи микроскопа
  10. Затупленная РК - замины и блики

  11. Пример разбора (La Lune, гифки)
  12. Заусенец
  13. Заусенец, его прибивка, рваный мираж
  14. Последствия не скругленных ребер камня
  15. Последствия подрезания вашиты, гребни на вашите
  16. Передав, подрезание
  17. Выкрашивание РК
  18. Геометрия фасок
  19. Завал
  20. Непроточка

  21. Паразитные риски
  22. Однородность шлифа
  23. Притирка и абразивное загрязнение

  24. Редкая риска
  25. Глянцевание
  26. Признаки работы суспензии
  27. Биение зерна
  28. Биение крупного зерна
  29. Выглаживание
  30. Ямки
  31. Комочки
  32. Облачка\творожная поверхность
  33. Карбиды
  34. Начес рисок от "напильника"

  35. Затупленный кончик
  36. Затупленный кончик - 1
  37. Затупленный кончик - 2
  38. Затупленный кончик - 3

  39. Выход на РК
  40. Адгезионный выхват
  41. Коррозия

  42. Прорезание кромки абразивом
  43. Подсевшая РК бритвы - как выглядит


Зачем?
dmitrichW
Рекомендую контролировать процесс любой заточки под лупой мощностью не менее 10-и крат, периодически разглядывая состояние фаски и РК, поверьте - познаете много интересного и многому научитесь, глядя на дело рук своих даже слегка вооруженном глазом.

Выполнение заточки с контролем под микроскопом резко повышает её качество и резко сокращает время для выработки навыков и индивидуальных приемов, помогает быстро выбрать нужный абразив и оценить усилие нажима при работе. Поверьте - как только первый раз я взглянул на дело рук своих под микроскопом много понял, оценил и от многого ранее узнанного и принятого для себя - отказался. Если Вы захотели пойти по этому пути, то помните - это другой мир и многие свои ранее приобретённые приёмы и навыки Вам придется пересмотреть, но Вы узнаете и для себя откроете огромное количество интересного и полезного.
[src]

Виз. контроль необходим на каждой стадии тестирования:
  1. Чтобы понимать, где работаешь и что стачиваешь там, где надо, имея реальное представление о скорости проработки.
  2. Чтобы не завалить геометрию, а потом грешить на камень.
  3. Чтобы отслеживать косяки и недоработки. РИ должен быть "занулен" перед пробами, т.е. чисто обработан на стадию, тоньше тестируемого камня.
  4. Полезно делать фото: для большей объективности и наглядности.
    Порой, детали замечаешь уже после завершения процесса заточки, когда упорядочиваешь и структурируешь данные.



Как начать разбираться
oldTor писал(а): когда сам наблюдаешь сначала и крутишь клинок под оптикой, потом легче воспринимать то, что там есть, уже на снимке [src]


В динамике с игрой света информативность выше.

Еще такой момент, что те же фото с цифрового микроскопа у Ивана мне нужно еще сидеть и переваривать - информативность есть, но мне характер картинки не привычен, масштаб нужно искать, вспоминать, сравнивать со своим.

Нужна привычка и живой опыт.

Когда начинаешь сравнивать своё и чужое - тоже получаешь некоторый рост, понимаешь, куда идти и куда пришел.



Перед осмотром
Перед тестированием и пробами реза необходимо аккуратно убрать остатки заточной грязи с РК и подводов.
Можно, конечно, не убирать остатки масла, воды и пр., но основная мысль использования оптического контроля в исключении неопределенностей, а не в добавлении новых.
К тому же в противном случае очень вероятно попадание абразива в желобок, образованный прорезанием материала, что приведет к характерным продольным канавкам на подводе
Изображение
yadi.sk: визуальный контроль: продольные риски-канавки
и, весьма вероятно, затуплению РК.

Поэтому до виз. контроля стоит промыть с моющим средством и только потом уже протягивать по салфетке.
Я обычно провожу дважды: один раз просто протягиваю без нажима - снимаю грязь с поверхности подводов,
а уж потом - сворачиваю салфетку в плотный рулон и режу его, сдавливая рулончик с боков. Смысл не прорезать, а снять грязь, потому нажим с боков на лезвие со стороны бумаги выше, чем нажим на прорез.
На сосне\липе зачищающие проходы делать проще.

Сам потом еще по торцу сосны провожу, чтобы убрать и мелкие остатки и ворс. На заусенец не влияет: см. фото
yadi.sk: визуальный контроль: заусенец
- они все после очистки на пипифаксе и сосне

#дубль как сделать фото
#дубль Оптический контроль
#дубль тесты остроты и стойкости: подготовка к тестам


Общий алгоритм осмотра
  1. Проверка заминов по бликам: смотрим на РК сверху, ищем угол света, чтобы заблестели замины на РК.
  2. Если блики есть и их видно без увеличения, то это стадия не выше 1КГрит, скорее даже 400-600-800 - подбирается опытно.
  3. Если бликов нет, то идет проверка однородности РК по ногтю и ногтевой тест на циклевание.
    Соскальзывает с ногтя, не задерживается - нож тупой и пора точить. Стадия 1-3КГрит в зависимости от тест на однородность РК.
  4. Нашли неоднородности РК - смотрим в микроскоп 50крат. В те места и в пару случайных.
    Обычно это где-то середина лезвия, пятка, скругление (максимальная нагрузка при нарезке на доске) и кончик.
  5. Особо серьёзные места имеет смысл отметить маркером вне зоны контакта с абразивом - так будет быстрее контроль происходить.
  6. Ногтевой тест на однородность РК для ножей на большинстве стадий можно заменить на рез пленки или бумаги.
    Зачем заменять? Ради разнообразия.

Ввиду комплексного подхода, нет необходимости использовать 10х лупу ради широкого угла обзора, дабы не пропустить какой дефект.
Хватает одного микроскопа на 50х.
Иногда хочется и побольше увеличение - тут уже помогает зеркалка с состыкованными через реверс-кольцо объективами 50+300мм.
На деле в общем-то вся проблема в выходе на РК и заусенце - остальное все побочное или встречается нечасто.

Основной принцип оптического контроля: если все хорошо, то РК вы не увидите.
#как выглядит острая кромка
#мираж


dmitrichW
Уважаемый HarryA, Ваш дядюшка правильно говорил о недопустимости блестящей полосы на фаске вдоль РК. Фаска в районе РК должна быть цветом, напоминающим цвет побежалости.

dmitrichW
Николай, Вы сами можете наблюдать этот цвет около РК под лупой если нет завала, который и дает блестящую полосу. Полоска этого цвета похожа на цвет побежалости и неуловимо тонкая, похожая на мираж. Это связано с поведением света на острой кромке и может быть показателем отсутствия завала.


http://forum.guns.ru/forummisc/edit/224 ... /m13591688
http://forum.guns.ru/forummisc/edit/224 ... /m13596414


Связные темы и ссылки
  1. Блеск и замазывание\зализывание рисок
  2. Вид РК под микроскопом
  3. Дефекты камней - инородные включения, трещины, прожилки, расслоения и т.д.
  4. Заточка подвижным абразивом с контролем по бликам от Дмитрича
  5. Заусенец. Конспект.-- как выглядит заусенец
  6. Оптика для оперативного контроля
  7. Ошибки при заточке
  8. что и как выглядит (все уже продублировано в тему)yadi.sk: виз. контроль
  9. масштабы

  10. непровар дамаска http://forum.guns.ru/forummessage/224/1455291.html
  11. капиллярная дефектоскопия
    О пользе оптических средств контроля http://forum.guns.ru/forummessage/224/1325587.html
    http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 64212.html
    http://forum.guns.ru/forummessage/224/4 ... 41351.html
    та самая картинка с краской http://forum.guns.ru/forummessage/224/4 ... 24399.html
  12. Оценка качества заточки http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=37128.75
    --стр. 3 и 4


Ссылка на тему:

Код: Выделить всё

[url=http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=214]Путеводитель по заточке: часть 2[/url] / [url=http://myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?p=2030#p2030]Методы контроля[/url] / [url=http://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=10&t=237]Оптический контроль[/url]
Подборка снимков фаски и области РК с комментариями, что и как глядеть, на что обратить внимание.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1796
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение oldTor » 25 авг 2016, 16:00 #2

О важности направления света при оптическом контроле.


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 26 авг 2016, 16:00 #3

Углы освещения



Про углы освещения
Изображение
(прям фокусы с кроликами:))
gif больше не анимируется - открывать полноразмер по клику на картинку

Решил подправить опенок вчерашний на более тонко притертой стороне LI 8-8 (F600).
Вначале все неплохо повыгладилось, проявились грубоватые риски на РК.. потом я решил поработать на суспензии и все запорол..
Изображение
Почти один и тот же участок везде - угол освещения и поворота клинка разные.
--------------
ЗЫ: LI 8-8 это вот этот вот https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/436592/
Изображение


  1. yadi.sk: о влиянии освещения
  2. yadi.sk: как сделать фото: разные углы освещения
  3. Как сделать фото

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 27 авг 2016, 16:00 #4

===== Черный бархат
(Оптический контроль остроты бритвы)


Хочу сказать как контролирую остроту заточки бритвы.
Давно отказался от реза волоса и сигаретной гильзы после того как попробовал оптический способ контроля остроты бритвы, который был описан в брошюре -"Производство опасных и безопасных бритв" С. В. Помельцов
Москва ; Ленинград : Государственное издательство местной промышленности РСФСР, 1939г.
Её можно прочитать полностью здесь
http://britva.ru/forum/viewtopic.php?p=63256
Вырезка

Изображение
Этим методом пользуюсь и при доводке РК ножей.
Использую лупы с подсветкой
http://elecomp.ru/shop/product/53045/
http://vkitae24.ru/index.php?product=93 ... te=catalog
Таким способом и сейчас контролируются лезвия безопасных бритв и называется он "черный бархат".
(см. википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1 ... 0%B0%D1%82):
Изображение
Этим способом можно обнаружить и заусенец - кладу чистую замшу на стол, перпендикулярно поверхности замши, очень нежно, опускю бриву (РК на замше) и провожу по ней жало бритвы в одну сторону - если есть заусенец то он перейдет на одну сторону и будет хорошо заметен под лупой.
Попробуйте, Коллеги.
Изображение
Направляю светодиод лупы прямо на РК, чтобы РК как бы разрезала его вдоль, в таком случае, если подводы РК сведены правильно, то она останется темной.
Могу казать одно, что после заточки, если смотреть со стороны подвода, то вдоль РК не должно быть никаких бликов в виде полосы, это означает, что Вы не вышли на РК и надо продолжать заточку.
В любом случае затачиваю до гарантированного выхода на РК, полностью убирая прежнюю доводочную фаску или микроконвекс от ремня. Потом выполняю доводочные фаски или микроподводы если это не бритва, а клинок.
Проанализируйте увиденное, и Вам многое станет понятно.


Источник:
http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 16583.html
http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 22363.html

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1796
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение oldTor » 28 авг 2016, 16:00 #5

Мне попалась как-то вот эта статья, о применении микроскопа в оценке качества заточки в промышленном применении, и что интересно - с применением проходящего света в том числе. Я-то привык считать что всё, что касается инструментальных и металлографических микроскопов, исключительно отражённый свет. А применение проходящего в этом плане казалось лишь "выходом из положения", когда под рукой нет осветителя другого типа, или он не предусмотрен конструкцией и назначением микроскопа. Однако, это оказалось не так - ссылка на статью о методике и на пдф с характеристиками данного микроскопа (скачивается без регистрации):

http://www.stroitelstvo-new.ru/drevesin ... stva.shtml

https://www.chipmaker.ru/files/file/11478/

Вообще было бы интересно попробовать таким методом оценивать толщину кромки (называемую в статье "шириной", ну да смысл понятен), надо будет попробовать извлечь пользу практическую.


Вот так это выглядит схематически:

Изображение

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 17 дек 2016, 13:18 #6

Затупленная РК - замины и блики


В самом типичном случае, на РК имеются замины, что хорошо видно по бликам при осмотре РК сверху
ИзображениеИзображение
Зачастую, достаточно осмотра даже без лупы.

Вот Tramontina Stainless после использования в течение нескольких недель
при весьма скромном увеличении
сбоку
Изображение

Увеличение позволяет оценить масштаб повреждений
Изображение

Для более легких заминов контроль по бликам все еще работает
Изображение

Если с кромкой все хорошо, то она не будет различима при обзоре сверху, не будет бликом и светлых\темных линий вдоль РК.


Ссылки

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 17 дек 2016, 13:19 #7

Пример разбора заточки (La Lune, гифки)


Фото
https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/491961/
С учетом, что нож волос даже не цепляет, фото можно было и не делать, но любопытство заставило меня сделать и посмотреть, что там есть.. а раз уж есть, то можно и другим показать :)


Изображение
Изображение

Тут, если приглядеться по характеру паттерна(особенно заметна разница между рисками и смешанно-безрисочным паттерном в начале подвода -- работа суспензии без нажима --т.е.изначально работа шла под большим углом, нежели в пред. раз) и по направлению рисок можно выделить 5 участков.. По характеру блика на подводе, впрочем, сразу видно, что тут не плоский подвод.
Изображение
Изображение

Изображение

Большие гифки не пролезли в альбомы - загрузил отдельно:
https://yadi.sk/d/GD1Ru6pyitu7c
мелкие тоже туда загрузил, чтобы все вместе было.

Пред. попытки https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/486620/
были несколько удачнее - чище и завал не столь значительный.. Ну да выправлю как-нибудь.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 17 дек 2016, 13:19 #8

Заусенец


Различить можно по бликам при хорошем освещении (достаточно лампы-пантографа с лампочкой на 40W).
Выглядит не как бахрома по всей кромке, а как блестящие пятнышки на линии РК.
Сделать фото трудно, поскольку надо ловить угол и направление света.[src]
При правильно поставленном процессе:
Изображение
Фото: Nikolay_K [src]

микро(другая заточка и нож)
Изображение

если заусенец ни справа, ни слева не видно - смотрите сверху: виден блик белый - есть заусенец\недоработка(выход на РК отсутствует, завал и т.д.).
Изображение

Или вот еще пример:
заточка мини-викса на мини-костыльке
viewtopic.php?p=4744#p4744
Изображение


Если нет блика и РК едва уловимо угадывается(3КГрит и выше) - все замечательно.

Дубль. См. Заусенец. Конспект

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 17 дек 2016, 13:20 #9

Заусенец, его прибивка, рваный мираж


Точил Opinel stainless .. результаты - как обычно :)
Суть действа - колбасу уже плохо режет, LI 8-8 надо было протестировать на предмет перенесения в кучку на сбагривание.
Камень доводил на F400 КК, СОЖ - олеинка + олвиковое масло.

Фото:
Изображение

Заодно заснял косяк, который, как полагаю, Дмитрич и звал "рваный мираж".
Изображение
(там, где светится ореолами)

Альбом https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/492576
-------------------
а вот результат на более типичном и грубом LI у Ярослава http://www.liveinternet.ru/users/oldtor/post370009203/
пускай даже он и работал с более крепкой сталью..ну в общем - есть куда стремиться:)

Еще один случай: опять обращать внимание на блик и на то, что РК при обзоре сверху различима
Изображение
Здесь и сталь обычная (Tramontina Stainless), и абразив нормальный - дело все в нажиме и недостаточном выходе на РК после ТБ(равномерного затупления РК).
Так же стоит проверить гладкость доводки поверхности камня, консистенции и однородности суспензии на нем (под конец лучше суспензию поубрать).

Еще один пример - "выкрашивание" в текущей теме

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 17 дек 2016, 13:22 #10

Последствия не скругленных ребер камня


Заточка Tramontina Stainless на Turkey oil stone(vintage).
Местами получилось норм,
Изображение
а вот местами
Изображение

Нацеплял за не скругленные края (точил на боковинке 13мм. шириной).

Решение: сделать полоскание РК, чтобы избавиться от неравномерной махры, потом - точить.

Спойлер: Показать
Шмурыгал мин 10 на камешке, получил острую кромку, вышел на РК - все дела.. Но: ощущаю, что заусенец переваливается с одной стороны на другую и никак не сводится. В сущности, это не заусенец оказался, а лохмотья.

2. Коль скоро они не стачиваются на турке, решил воспользоваться ТБ. Затупил лезвие на скругленном краешке арка.
Неоднородности есть, но небольшие и не так уж много - решил не портить дальше.
Изображение

3. Дальше решил прополоскать, чтобы махра не полезла..
Изображение
Что можно сразу прополоскать до меня только щас дошло :D
Полоскать решил из-за того самого дефекта небольшого (ну не сминать же мне промку ради выведения его только через ТБ).
Взял для полоскания КК М10 С1. КК для данной операции не лучший выбор, т.к. оставит после себя риски, которые потенциально могут ползти дальше при стачивании.
О.. сейчас только вспомнил, что рекомендуется-то оно для камней 3КГрит+.. ну да ладно.

4. Восстановить сведение РК решил на том же камешке. Отполоскал я знатно, из-за этого, глядя в микроскоп на РК сверху, сразу было заметно, с какой стороны и сколько не довел до РК.
Изображение
Местами видны неровности, но для стадии 1500Грит, да еще и КК - вполне сносно...наверное.
Бумажку режет без заминов, чуть заваливает края реза - малость разные углы с разных сторон проточил.
Немножко лохматится бумажка - тонкие волокна по краям видны.
В работе и тактильно, и по скорости камешек очень порадовал.

5.В любом случае такая шершавая заточка режет неплохо и агрессивно, но не долго. Долго думал, что взять - взял гибридного бельгиша.
Мне всякое г-но на бельгишах точить жалко, потому особо не задержался - буквально десяток движений.
Изображение
Неровностей поубавил, но не свел все - со второй стороны только чуть пригладилось, но не вывел все риски от КК, не дошел чутка до РК ---- это хорошо видно на фото РК вид сверху: там с одной стороны видно, что подводы чернее и чище и крупные риски не доходят до РК, а сверху все бликует гроздью рисок.

Слева КК М10 С1, справа - коти
Изображение

Рез я выпрямил - бумажку уже режет мягко. Но, т.к. недоработка была и угол я увеличил - в конце рвет.
Зато рез теперь контролируемый, т.е.: режет колбасу, а не колбасу и скатерь под ней без всяких предупреждений :)

Фото:
https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/492692/

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 16 авг 2017, 13:08 #11

Последствия подрезания вашиты, гребни на вашите


Клинок начал застревать, артефакты на РК уже явно вне работы камня:
Изображение

(обратить внимание на неоднородность линии РК, заусенец, ямы)

Изображение
Изображение

Самый простой вариант проявки косяков на поверхности камня - заштриховать карандашом.
Ширина бланка порядка 25мм., если кому интересен масштаб.
Свежая поверхность после притирки на порошке М20:
Изображение

Изрядно потрепанная от проб малость кривой трамонтиной и опенком.
Изображение
Неравномерность проточки привела к выгибу в линии РК, эта выгнутость-то и застревает на краях.
Ну а нарезка в противофазе к краевым - это уже чисто мой креатив: старался акцентировать работу на РК, но малость перестарался.

Собсно, если точить аккуратно и следить за работой, то таких косяков не возникает.

Альбом косяков https://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/510765/
Кстати, на других камнях такое тоже бывает. Просто на вашите, ввиду её пористости и структуры, это наиболее заметно.

Ну и про края забывать не стоит (скругление ребер).


Дубль из Вашита: Последствия подрезания вашиты, гребни на вашите

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 28 авг 2017, 14:44 #12

Передав, подрезание


Косяк OLFA, грубая работа вашит - ощутимый нажим
Изображение
Заметна волна по РК и не слишком тонкая работа вашиты - это сказывается передав: все неровности поверхности собрал.

Imanishi Bester 2000, Kasumi VG-10 knife
Изображение
Примерно аналогичная ситуация. По ямам с тенями угадывается и последующая после передава проблема: подрезание поверхности бруска и рытьё на нем ям, волн, канав и прочего.

КК-М10-С1,-kasumi-knife-VG-10
Изображение
Наиболее щадящий и частый вариант: передав приводит к быстрому загибу края РК или завороту заусенца, а немного хрупковатая сталь способствует его выкрашиванию.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 28 авг 2017, 15:14 #13

Выкрашивание РК



Изображение
Masahiro Deba ki-gami, hind_3+coti
Слишком малый угол, передав, не слишком удачный выбор абразива (требователен к контролю нажима) + хрупковатая сталь.


См. подробнее - Скрашивание РК

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 19:59 #14

Геометрия фасок



Простой случай:
Изображение
(волны---hind_1-+-CG-golem_828,-Кизляр-байкер-2-65х13)
риски идут дорожками и таких дорожек несколько.
Под большим увеличением
Изображение


Вот. Если в микроскоп это дело контролировать, то, при постоянстве движений и угла у вас не должно быть изменения траектории рисок по всей ширине подвода или изменения блеска, когда где-то блестит, а где-то матовая фигня (недоработка - матовые части попали на суспензию, глянцевые - где шла работа в контакте с камнем).

Пример с тенью, которой быть не должно:
Изображение
Явный завал геометрии.

При проточке даже с небольшим изменением направления рисок завалы геометрии становятся заметны
Изображение
Здесь
Изображение
например ближе к РК возникает зрительное ощущение, что риски заворачивают. На деле - где-то в ходе работы срезал камня и из-за сопротивления или еще чего - чуть другой угол рисок нарезался.

Аналогично
Изображение

Но лучше менять угол хотя бы градусов на 45
Изображение
так граница становится контрастной, даже если переход сглажен


Вот здесь
Изображение
разная светлота участков. Первый переход тона - это сглаженный переход в микрофаску + у самой РК справа - еще темнее тень - это завал или еще чего.

Вот еще пример
Изображение
полоса у РК - наметка на микрофаску - другой отблеск
+отблеск на РК - не помню, что там было (может и все норм), но обращать внимание на такие вещи стоит и посмотреть под другим углом.

Чем четче переход, площее подвод - тем проще потом на камнях тоньше и плотнее работать. Вот здесь получилось норм Изображение


см. так же Методы контроля: контроль по бликам от Дмитрича

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 20:12 #15


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 20:14 #16

Непроточка


Самый простой случай, когда достаточно маркера для контроля или по бликам со сменой направления рисок.
На фото пример двух подходов сразу.
Изображение
(Tramontina Stainless, King Hyper 1000)

Контроль по бликам точнее - маркер имеет свойство стачиваться и в зоне без прямого контакта абразива и просто смываться. Да и заметить полоску маркера шириной 20мкм. у самой РК сложнее, нежели блик.


Иногда достаточно и просто увидеть изменение угла в микроскоп.
Изображение
(КК-М10-С1---Kasumi-knife-VG-10)

Но следует отметить, что без смены направления рисок контрастность не всегда высока. В текущем примере она на грани, да и свет пришлось покрутить достаточно долго, чтобы выявить границу перехода.

Смена направления рисок как выявляет не выведенные косяки и объём работ
Изображение
(Suehiro Cerax 1000 new -- Kasumi 3000)
, так и повышает контраст границы перехода
Изображение
(КК-М10-С1---Kasumi-knife-VG-10)

Разумеется, бывают и более сложные случаи
Изображение
(Masahiro-Deba-ki-gami,-hind_3+coti---непроточка-после-ТБ)
Здесь при обзоре сбоку (3) непроточка в глаза не бросается. Разве что немного заметна шероховатость линии РК.
При обзоре сверху со сменой освещения (1 и 2) становится заметно, что РК различима и толстовата.
Такая заточка уже режет бумагу для принтера, но не в полной мере проходит тест на циклевание ногтя(может чуть задерживаться, но все равно соскользнет) и уж тем более на рез волоса.


См. так же:
  1. Оптический контроль: Выход на РК
  2. Оптический контроль: Непроточка
  3. Ошибки при заточке: 1. Недотачивание
  4. Ошибки при заточке: Преждевременный переход (и далее)
  5. Ошибки при заточке: Непроработка РК - Пример от YS Knives and Sharpening
  6. Тема: Схема заточки - основные стадии
    -- описаны основные стадии, результаты и методы их контроля

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 20:28 #17

Паразитные риски



Выявление паразитного зерна
В конце работы малость отметил легкий шорох частиц крупнее остальной массы, но не был уверен полностью, т.к. риски, идущие в одном направлении, маскируют друг друга + шорох был слабо слышим из-за крупности основного зерна суспензии и её густоты. Выручили круговые движения:
во-первых, шорох\хруст стал слышим без напрягов,
во-вторых, круговые риски не маскируются.
Надо было бы, конечно, сделать фото, но выглядели они все так же как и ниже
- такой же паразитный неровный блеск - только круговые, а не перпендикулярные линии РК.
Иногда использую и для проверки рисок камня, а не только паразитные риски так смотрю.


Паразитные риски - обнаружение по блеску

Попробовал заснять бритву.
РК после коти + кома-нагура, смешанная суспензия.
+ потом чутка выглядил на bbw с десяток проходов и попробовал на чистом камне - отсюда и риски.
Изображение
Изображение
Царапки - это то, за что я не люблю коти. Почти все, за редким исключением.

Стамеска шириной 25мм.
Изображение


Смена направления рисок и угла заточки
При таком срезе становится куда лучше заметна разница в глубине рисок
Изображение
(Suehiro Cerax 1000 new -- Kasumi 3000)


см. подробнее Вопросы эксплуатации РИ и абразивов / Дефекты камней - инородные включения, трещины, прожилки, расслоения и т.д.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 21:07 #18

Однородность шлифа


Хотя я уже и упоминал визуальный контроль, в случае проб камня он несколько отличается.
Всего этих отличных тестов два:
белый блик и черное отражение.
Белый блик выглядит вот так:
Изображение

Это либо беру кусочек белой бумаги для принтера и варьирую угол, чтобы он отражался в подводе +\- придвигаю\отодвигаю свет (это чаще использую вживую),
либо сам источник света (чаще при фотографировании).
Даёт информацию о наиболее глубоких рисках, их однородности, направлении, а также косяках и рисках, не выведенных с пред. стадии (другое направление).
Это первичный тест, чтобы не лезть под микроскоп. К тому же при одиночных дефектах он быстрее и зачастую даёт более полное представление, потому как в микроскопе поле зрения меньше и есть возможность пропуска дефектного куска.
Помогает, когда меняю направление рисок - свелись полностью или нет
Изображение

черное отражение:
Изображение
принцип в общем-то тот же, что и в тесте "черный бархат" (см. википедию https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1 ... 0%B0%D1%82):
Изображение

одиночные риски-дефекты будут искрить и выделяться.
Это уже использую больше на стадии "зануления" (чистовая подготовка образца) перед тестированием чего-нибудь тонкого.

Изображение
Изображение
Изображение

пример б\м нормального зануления

Изображение
и результата теста после него --там была промежуточная смена направления (тест на сведение собственных рисок),
так что принцип "каждый раз - менять направление" не был нарушен.

Еще информативными бываю фото с переходами, т.е. где есть какое-нибудь отражение (обычно - палец, потому как ближе всего) или переход из светлого блика в темный.
+\- это помогает понять, на сколько сильно полученная поверхность отражает.
Изображение
Изображение

Изображение
(неудачное зануление)

Вот пример, когда риски еще видны, но рельефа толком нет.
Об этом говорит ровное черное отражение и достаточно мягкий рельеф поверхности на белом блике.
Изображение
Изображение
Уже по одному этому фото понятно, что отражает хорошо и результат чистенький и тонкий.
Изображение
Но белый блик все равно использую, чтобы удостовериться: фокус не уехал (иногда ради этого прихоится ставить точки маркером), однородность и сонаправленость рисок нормальная.
+ так лучше видно, где непроработка.
(LM aj_1001, узкий)

Конечно, верчу я под разными углами и долго, но, как показывает практика, указанные выше два теста наиболее показательны.
К сожалению, на фото их поймать труднее.
В динамике это все более информативно.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 21:21 #19

Притирка и абразивное загрязнение


Наиболее часто встречал на вашитах: поверхность неднородная, да и в порах зерно любит застревать.
Выявляется либо по тестам однородности шлифа (см. в текущей теме)
Изображение
, либо по одиночному блику на поверхности камня при смене направления света.
Далее уже все хорошо видно под микроскопом:
Изображение
Изображение

По сути, это абразивное загрязнение и его можно вылечить, например, проведя твердосплавной пластинкой, сшибая острые края зерен (совет Дмитрича).. но и доводка, очевидно, малость пострадает.

Так вот чтобы этого не происходило и наглый блеск зерен не сводил с ума :)
  1. следить за выязкостью суспензии: если появилась маслянистость - добавить каплю-две моющего средства.
  2. следить за громкостью и четкостью шороха. Снижение этих характеристик говорит о срабатываемости порошка, его количестве в суспензии, густоте суспензии \ маслянистости.
  3. не давить сильно, следить за залипанием камня - его быть не должно (про залипания писал выше, вроде). Именно при залипании и вдавливании камня в притир и происходит, по-видимому, закапывание зерен в поверхность вашиты.

По меньшей мере, с тех пор, как я начал за всем этим следить и контролировать процесс, у меня и доводка стала ровнее, и таких вот зерен в порах вашит больше не застревало..

см. также guns.ru: Абразивное загрязнение камней и избавление от него
Из нового там лишь предложение воспользоваться УЗ машинкой + что "Ретона" не катит - слишком слабая.

Еще вариант - притереть на закрепленном зерне, типо алмазной плиты. Но плита должна быть приработанная: новая плита имеет тенденцию терять зерна.

см. также guns.ru: Абразивное загрязнение камней и избавление от него
Из нового там лишь предложение воспользоваться УЗ машинкой + что "Ретона" не катит - слишком слабая.
Но можно купить УЗ-машинку помощнее - вроде как имеет эффект.


Дубль Выравнивание и доводка камней: Абразивное загрязнение камней и избавление от него
Дубль Вашита: Притирка и абразивное загрязнение
Дубль Оптический контроль: Притирка и абразивное загрязнение

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Оптический контроль

Сообщение Botanic » 20 апр 2018, 22:24 #20

Редкая риска


Изображение
Особенно очевидно заметна проблема становится при смене направления рисок: при таком характере работы камня вывести риски предыдущего направления за разумное время не получится.
Это признак того, что камень по каким-то причинам не в рабочем состоянии. Обычно говорит о том, что его не стоит использовать для заточки в целом.


Вернуться в «Методы, способы, хитрости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей