Правильный хват, движения при заточке

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 03 июл 2017, 03:32 #1

К оглавлению путеводителя по заточке



Содержание темы:
  1. Хват
  2. Поза
  3. Расположение клинка на камне
  4. Наклонное расположение камня

  5. Бритвы
  6. Стамески
  7. Традиционные японские ножи

  8. Движения при заточке
  9. Амплитуда движений при заточке
  10. Подушка суспензии и движения
  11. Сегментарная заточка
  12. Круговые движения

  13. Начала практики
  14. Хват и движения для перекрестных рисок
  15. Неудобство обратного хвата



См. также:
  1. На зерно, от зерна & направление рисок
  2. Роль движений вдоль кромки при заточке, на примере заточки бритвы на природных камнях
  3. Начала практики заточки: Выбор ножа
  4. Начала практики заточки: выбор камня
  5. Начала заточки: практика
  6. Угол - удержать
  7. Методы контроля


Источники:
Спойлер: Показать
  1. видео Дмитрича http://www.youtube.com/watch?v=fdmrMNDL5Bw
  2. видео Ярослава https://www.youtube.com/channel/UCHo_2t ... F0g/videos
  3. круговые движения при заточке http://popgun.ru/viewtopic.php?f=49&t=538429
  4. Движения во время заточки на камнях
    http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... #msg878527
    http://forum.woodtools.ru/index.php?top ... #msg878634

  5. Подскажите секреты удержания угла заточки http://forum.guns.ru/forum_light_messag ... 31875.html
  6. Скорость движений при заточке http://forum.guns.ru/forummessage/224/544395.html
  7. объяснение почему японцы при заточке располагают камни наклонно, а не горизонтально http://forum.guns.ru/forummessage/224/1231017.html
  8. Задай вопрос Дмитричу
    http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 93297.html
    http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 80621.html
    http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 07477.html
  9. Проблемы (давление и прочее) при тестировании(с маслом ) абразивов для приспособ ? http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 75269.html
  10. Заточка европейских кухонных ножей до реза бумаги с минимальными усилиями http://forum.guns.ru/forummessage/224/1 ... 32767.html
  11. Как выбрать угол и тип заточки http://forum.guns.ru/forum_light_messag ... 36896.html

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 03 июл 2017, 09:40 #2

Хват



На ролике, представленным Николаем, с моим участием, показал приёмы и положения которым меня учили профи.
[video]http://www.youtube.com/watch?v=fdmrMNDL5Bw[/video]

Как оказалось на практике самое трудное:

  • держаться расслабленным,
  • легко держать клинок,
  • и не давить.
Это основа для тактильных ощущений и их правильного понимания, как оказалось в последствии лично для меня.[src]

Обратите внимание на хват ножа при работе на ролике выше.

Обратите внимание на хваты ножей при заточке и на этом ролике.
[video]http://www.youtube.com/watch?v=QAWfV6VjAHw#t=529[/video]

Обратите внимание на постоянное присутствие пальцев другой руки на спусках.
Еще во время моего обучения мои наставники говорили, что пальцы на спусках это антенны твоих тактильных ощущений.

Попробуйте - положите указательный или большой палец при захвате за рукоятку одновременно с пальцами свободной руки на спуск как на роликах, теперь попробуйте просто на столе поймать прилегание подвода ножа к столу - Вам это удастся сделать быстрее и более внятно.

При таких хватах ножа уже при заточке Вам легче будет почувствовать ощущения и выбрать режимы. Только сильно не давите.

При работе на крышах это у меня присутствует постоянно вместе с указательным пальцем на абразивной планке рамки.
[src]



Поза


Поймать это ощущение, когда расслаблены не участвующие в работе мышцы, наиболее удобно, если при работе рука, удерживающая клинок, согнута в локте не менее, чем под 90 градусов.
Если она задрана выше, то почувствовать плечо, локоть и кисть "свободными" - намного сложнее.

Необходимо, чтобы свобода руки шла от плеча: нельзя задирать плечи и сидеть или стоять в недостаточно комфортном положении - всё это отвлекает и мешает работе.

Прижимать локоть к корпусу, в попытке сделать движения более стабильными - ошибочно.

Когда привыкаешь, уже можно и в любом положении практически поймать нужное ощущение и свободу.[src]



Расположение клинка на камне


Почему япоши совершают рабочее движение при заточке с поворотом клинка в районе 45 градусов к направлению этого движения?
(риски на подводах получаются под 45 градусов к линии РК).

Ответ - подводы имеют малую ширину, отсюда, при заточке без приспособ и перпендикулярно линии РК неизбежно качание рук даже у опытного мастера.
При развороте клинка ширина фаски резко увеличивается в сечении вместе с длиной линии контакта фаски с камнем, что препятствует качанию.
Качание почти отсутствует при движении вдоль РК - подвод своей длиной не даст качаться.[src]

японцы выполняют финиш движением направленным всегда под весьма малым углом почти параллельно РК, потому как в этом случае идет более благоприятное распределение зерна и качание подвода резко снижается, а отсюда и более предсказуема геометрия подвода.[src]

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 03 июл 2017, 11:22 #3

Наклонное расположение камня



Изображение
При обычном горизонтальном расположении камня на столе поверхность изнашивается как показано на текущем рисунке.
Длина стрелки показывает величину усилия, приложенного к поверхности камня. Наибольшую роль здесь имеет ускорение, хотя и просто удобство работы и психологический аспекты исключать нельзя.

Изображение
При наклонном расположении достигается более оптимальное распределение ускорения по поверхности бруска.
Вместо выраженной ямы посередине бруска теперь получаем ровный скос.

Изображение
Как только скос становится выраженным, камень переворачивают и продолжают использование.

[src]

Из недостатков можно отметить, что не для всякого расположения камня относительно заточника такой метод удобен.
Наиболее применимо оно для, скажем, таких ситуаций
Изображение
(заточка на narumedai)
Т.е. когда направление движения заточки идет перпендикулярно линии РК, иначе просто неудобно выдерживать угол.
Или когда идет заточка по спускам (сканди, японы типа дэбы).
---------------------

Отчасти, эта особенность применима и в угловых горизонтальных подставках под камень.

Изображение
(Фото: Ермак http://ermak-laser.ru/ [src])

Но там идея в основном идет к удержанию угла.
Подробнее см. в соответствующем блоке путеводителя (угол: удержать).

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 03 июл 2017, 17:03 #4


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 03 июл 2017, 18:49 #5


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 03 июл 2017, 19:35 #6

Традиционные японские ножи



Изображение
источник утерян

Зачем указательный палец ставится на обух:
когда нож длинный и протачивается сразу протяженный участок РК, то при классическом хвате возникает рычаг, что ведет к качанию вдоль линии РК и понятным последствиям.
Чтобы не так сильно напрягать прижимающие пальцы (в классическом хвате это большой и сгиб указательного) нож придерживается указательным пальцем по линии обуха.


//из видео Николай Коршенин - Семинар по заточке ножей в Калпе-Врикше 16 марта 2013 г.
> https://www.youtube.com/watch?v=0qtkkDFPjaY
частичный дубль https://www.youtube.com/watch?v=9enABRKokd4
> https://www.youtube.com/watch?v=yrXBBA6n2Ic
Подробнее в Разделе: Видео по заточке

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 04 июл 2017, 21:13 #7

Движения при заточке



Основные движения при заточке и доводки должны быть
четкими,
акцентированными и,
прежде всего осмысленными,
в количестве необходимом для получения качества и ничего лишнего,

по типу художественных, красивых добавлении взмахов, как <у кино>.

При ручной доводке выполнить этот букет всем и сразу по одной мерке невозможно - все мы индивидуальны, в отличии от исполнительных механизмов станков, которым можно задать режимы обработки.

Скорость выполнения операций придет с практикой, а качество - от наработанных и усвоенных навыков и ощущений.
Именно в этом скрыто мастерство ручной доводки.[src]

Что движения сугубо только На зерно, что сугубо От зерна, что вперёд-назад (с переменной акцентировкой давления, что без таковой) - всегда дают слегка различный результат, что всегда заметно, если незаметно невооружённым взглядом, то заметно в увеличении, или наконец, в работе.

Как было справедливо отмечено, движение вперёд-назад здорово облегчает выдерживание угла, а разностью длины проходов и акцентировкой давления на или от зерна достигается предпочитаемый заточником результат на том или ином абразиве - т.е. нужно отметить, что выбор того или иного метода работы напрямую зависит от _этапа_ работы и от абразива. [src]

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 04 июл 2017, 21:46 #8


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 04 июл 2017, 21:53 #9

Подушка суспензии и движения



Почему-то никто до сих пор не заметил, что японцы работают не на чистых камнях, а с суспезией.
И эта суспензия способна в какой-то степени нивелировать неравномерность распределения давления.
Более того, она за счет гидравлических и поверхностных эффектов способствует выравниванию давления.

С этим отчасти связано то, что японцы делают довольно быстрые движения, при которых получается что-то, грубо говоря, типа "воздушной подушки" или глиссирования, и доводимая поверхность инструмента скользит не столько по камню, сколько по пленке, состоящей из водной суспензии.[src]

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 04 июл 2017, 22:43 #10

Сегментарная заточка



Не протачивается кусок лезвия
не получается заточка..
А именно - не затачивается 2см возле пятки как будто я пропускаю этот участок
Угол подбираю как раз на пятке и начинаю движение к носику.
И в независимости от ножа(гьюто, янаги, суджи..) пятка остается тупой


Проблема решается путем заточки небольшими участками короткими движениями.
Для пятки участок надо брать длиной 2-3см и работать только по нему[src]

Протачивание лезвия сегментарно сильно упрощает процесс заточки в целом, как и обучение\понимание где, что и как\под каким углом должно быть и проходить.
Лезвие разбивается на несколько небольших участков, которые протачиваются отдельно.
Т.е. не за один протяг по камню протачивается вся РК, а только текущий выбранный кусок.
Хороша тем, что:
  • проще, особенно если речь идет о проработке кончика,
  • по мере изучения видно где работаешь, где не проработал,
  • становится ясно, где и как сместить акцент нажиме, чтобы стачивалось одинаково по всей длине клинка.
Плоха тем, что есть возможность сточить лишнего, если увлечься проточкой какого-то определенного участка.
Но это лечится чередованием работы на узком камне (боковина 13-25мм.) и на широком (40+мм.).

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 04 июл 2017, 22:44 #11

Круговые движения



В заточке есть движение малыми кругами. Им пользуюсь часто при доводке.
Освоив это движение Вы не будете сомневаться какие движения Вам выбирать.



Качание


Обратите внимание на то, что выполняя круговые движения Вы стабильнее держите угол: амплитуда рабочего движения не большая, а значит мало влияние качания рук.

Так же это позволяет держать постоянное усилие при работе.

Такие движения выполнять проще - они более естественны.
Плюс движения выполняются слитно, без остановов и изменения направления.


Траектория


Особенность кругового движения в том, что рабочий акцент давления на клинок можно проводить как по всему кругу, так и по секторам - делать акцент, когда траектория идет на зерно, и снять нажим, когда траектория проходит от зерна, а можно и наоборот.
Меняя акценты в разных секторах круга можно получить желаемый наклон рисок к РК на подводах.

Попробуйте поэкспериментировать со сменой направления вращения, величиной радиуса траектории. И не давите сильно - тут как ни где требуется контроль усилия."
Круговые движения, при хорошем умении акцентировать вовремя прижим, могут дать и явные однонаправленные риски, превалирующие по глубине над остальными, и "сетку", а можно хоть полировку "восьмёркой" сделать.

При круговой траектории обработка идет всегда с пересечением предыдущих рисок, что улучшает условия обработки - идет срезание вершин предыдущих рисок. Фактически это перекрестная обработка как при работе по бликам.

Расположение линии РК на камне при этом методе может быть любым к основному направлению движения перемещения - вдоль линии РК, параллельно и под углом. Это зависит от вашего удобства выполнения акцента по усилию и для нужного Вам направления рисок на подводе.



Стадия


Это движение делаю только на финише тонким твердым камнем.
Применяется этот способ в основном при доводке.

Абрамс применяет её на бритвах для срезания предыдущего заусенца и выравнивания кромки. Сам так делаю очень редко.
Круговые движения применяю при доводке арканзасом в самом начале, а далее по обстоятельствам.
В основном круговая траектория не связана с обдиркой.
На сухих сталях круговую траекторию применяю осторожно и только на тонких по зерну водниках или арканзасе.



Детали


Круговые круговым рознь. При выполнении акцентировки в нужное время при казалось бы круговом движении, получается достаточно "геометрическая" сетка, если, конечно нужно именно это (например быстро "зачистить" поверхность от следов предыдущего абразива, экономя время, но не допуская хаоса в работе). А вообще таким движением можно много разного сделать. Пример: на фото подвод шириной 0,4 мм. Фото плохое, но этот момент разглядеть можно. На две оставшиеся продольные риски вдоль РК внимание не нужно обращать, они к делу не касаются (проверял насколько быстро можно выработать камнем глубину его собственной риски, чтобы можно было разглядеть и оценить производительность):
Изображение

-----------
Прим.: а еще на круговых движениях хорошо проявляется работа зерна камня.


Источники:

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 04 июл 2017, 23:16 #12

Начала практики



Точить надо потихоньку, в расслаблении, а не судорожно вцепившись в рукоять.
Отслеживайте усталость руки - поначалу эти периоды (работы) могут быть весьма непродолжительными, 5-10мин, но только при аккуратности можно чему-то научиться.

Первое время важно удержаться от работы на скорость: посадите трудно выводимые царапины, угол будет никакой и наработки навыков не будет.. Особенно это начинаешь понимать, когда приходит время работать с тонкими камнями.
Скорость приходит потом, когда уже движения и восприятие отработаны до полного автоматизма, а до тех пор, пока этого не случилось, не торопитесь и следите за техникой и за давлением.

Спустя какое-то время начинает хотеться получить плоский подвод. Этого делать не надо.
Потому что не получится и потому что, если будете делать просто акцент на РК и следить за плавностью хода и чтобы рука не напрягалось - само постепенно получится. Не идеально, но на достаточно хорошем уровне.
Т.е. больше уделяйте внимания тактильным ощущениям и основам, а остальное вытекает из них.

==============
Ещё один важный момент - когда затачиваем нож вручную, прижимаем второй рукой клинок к абразиву как можно ближе к подводу, к РК так, чтобы мало-мальски заметная по ширине фаска, ранее тщательно сформированная с помощью приспособы или заводским образом, не суть в данном случае, _помогала_ удерживать угол, даже диктовала его рукам и помогала корректировать - раз, держим постоянный, а РК пошла на загиб к носику - сразу чувствуем что фаска старается нас "вернуть" в угол - к этому надо прислушиваться.

Можно для начала плюнуть на остроту и лишь стараться выдержать равномерные фаски: острота придёт сама собою, максимум только заусенка может доставить немного неудобств.[src]


=============
По удержанию угла и тактильному контролю см. блоки путеводителя #угол: удержать и #методы контроля.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 13 июл 2017, 14:58 #13


Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение LyapaDara » 02 дек 2018, 12:32 #14

Неудобство обратного хвата


Когда-то очень давно мне было жутко неудобно затачивать обратным хватом. К тому же было видно, что он принципиально другой, нежели прямой хват. Решил банально натренировать вторую руку. Не поверите, но потребовался всего месяц, что бы вторая рука по результату приблизилась к рабочей. И сама заточка двумя руками получалась намного приятнее визуально, чем одной рукой. Углы точно выдерживать лучше было.

Потом я научился работать на камне на весу. И всё, как обрезало! Навык вторая рука потеряла быстрее, чем приобрела.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 22 фев 2019, 20:44 #15

ну вот... нет больше картинки :(
https://popgun.ru/posting.php?mode=quot ... p=17136088
--- пост 11 текущей темы
////

Фух.. гугл не успел обновить кэш страницы - картинку удалось восстановить.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение Botanic » 22 фев 2019, 20:53 #16

ну зашибись.. теперь в 13м посте картинки дохнут из-за ya.fotki
:(

m.E
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 июл 2020, 14:19
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение m.E » 27 июл 2020, 13:26 #17

Botanic писал(а):Источник цитаты Наклонное расположение камня

Для меня это что-то новое и совсем непонятное. Я привык думать, что неравномерная выработка камня обусловлена соответствующей неравномерной работе на нём. Так получается, что обычно на края камня меньше приходится движений затачиваемого инструмента, поэтому и выработка там меньше. Оказывается ещё есть зависимость от горизонтального положения камня :?: :? Что-то трудно это понять. Ведь не только у горизонтального камня продольное седло образуется, ещё ведь и поперечное. Что же получается, если камень поставить наклонно на один угол, то вообще никаких сёдел не будет? :?:

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение LyapaDara » 27 июл 2020, 14:08 #18

Всё равно будет. Идея в том, что при переворачивании износ идёт равномернее. Если камень горизонтально, то как ни переворачивай, седло всё время в середине есть.

m.E
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 июл 2020, 14:19
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение m.E » 27 июл 2020, 15:47 #19

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Идея в том, что при переворачивании износ идёт равномернее. Если камень горизонтально, то как ни переворачивай, седло всё время в середине есть.

Спасибо, вроде как начинаю понимать..... Седло как-бы сдвигается и выносится за габариты камня... Хотя там много есть нюансов. Из картинки (см. выше в разделе о Наклонном расположении камня) понял, что приведена она для случая, когда точат лезвием на себя, ну и конечно же это больше относится к ножам, когда режущая кромка перпендикулярна продольной оси камня и намного превосходит габариты камня.... другие нюансы выше описал Botanic.... короче, для столярного инструмента, думаю, не стоит в этом случае копировать японский опыт.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1177
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Правильный хват, движения при заточке

Сообщение LyapaDara » 27 июл 2020, 16:12 #20

Кладите камень, как Вам привычнее. Как удобнее. Это и будет правильно. А работать по всей плоскости можно и на горизонтально положенном камне. Ничто не мешает захватывать даже уголки поверхности. Лезвие ведь можно ворочать. В смысле не строго перпендикулярно вести, а где-то и под углом. Где-то даже с вылетом за пределы камня. В общем тут теоретизирование мало помогает, тут практика рулит.


Вернуться в «Методы, способы, хитрости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей