Методы контроля


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 22 сен 2016, 22:51 #2

Акустический контроль



равномерность шороха, отсутствие скрипа, хруста, скрежета, гудения
-- побочное и говорит об отсутствии ошибок на макроуровне:
наличии абразивного загрязнения, передаве, однородности работы.

Пример изменения тональности шороха есть в ролике
Ярослав oldTor - Заточка "чистрайдера" 9Cr18mov (440b?) часть 1.
https://www.youtube.com/watch?v=0D1MUXlnjDk
-- попал или нет в угол
+
Заточка 'чистрайдера' 9Cr18mov (440b?) часть 3: Norton Hard Arkansas HB-6
https://www.youtube.com/watch?v=VJ_nJbpVy-c
-- здесь режимы работы арканзаса отличаются на слух заметно.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 16:10 #3

Тактильный контроль



  • Как услышать звук заточки
  • равномерность шороха
  • контроль нажима
    Давление

Необходимо прислушиваться к тактильным ощущениям и для себя их анализировать.[src]

Для меня лично тактильные включаются начиная от 1000 грит.

При работе на более тонких абразивах тактильные ощущения даёт в основном момент выхода на РК.
Из своей практики: на тонких абразивах можно почувствовать выход на РК и отталкиваясь от этого контролировать угол, но не берусь утверждать, что все будут этим заниматься.[src]

Мне для более качественный заточки рекомендовали
ОБЯЗАТЕЛЬНО ставить барьер доведенным тонким арканзасом движением вдоль РК
после обдирки и заточке на 1000-ке для удаления всех предыдущих заусенцев и других бяк.
Эта операция резко снижает помехи в тактильных ощущениях при доводке на тонких абразивах.

Повторю, усвоенные для себя правила - расслабление, нежное удержание клинка и не давить, особенно на тонких абразивах.[src]
//см. Угол - удержать


А можно как-то описать ощущения от правильного нажима? У меня вот не получается. "Горох, сыпь, бархат" - в некоторых случаях чувствуется отчетливо, в других - нет.
И "ловить блики" на тонком абразиве, например, на мелкой керамике тоже становится непросто. Маркером пользоваться не хочется - засаливает мигом.
Без оптики и хорошего освещения приходится работать "по интуиции", "наощупь"...
[src]

в большинстве случаев, ощущения не проявляются, когда Вы работаете не в районе РК, а где-то на фаске. Выпуклость фаски не дает возможность гарантировано работать на РК.

Писал о продольных рисках между переходами. Они наводятся очень слабым нажимом, и когда начинаете их убирать нормальной заточкой, еще раз повторяю, слегка нажмите и сделайте движение заточки - по основным рискам определите, где Вы работаете.

Рекомендую для тренировки положить, в начале, на брусок полоску тонкого картона и сделать несколько движений заточки на ней с почти никаким нажимом, найдя, тем самым, угол наклона, при котором РК только-только начнет цеплять картон.
Зафиксируете этот угол и продолжайте уже на бруске.
Это положение может быть откорректировано Вами - чуть назад и Вы исправляете фаску, чуть вперед и Вы меняете в сторону увеличения угол заточки при переходе на тонкий абразив.
Уверен, Вы с этим разберетесь.

Ловить блик легко, когда лампа светит вдоль Вашей груди, или перпендикулярно ей - только блики поменяют цвет, но это самый точный способ контроля места обработки.
Начинайте вести блик с малым нажимом.[src]

Усилие нажима не передашь словами и терминами и не опишешь акустикой.
Меня учили, кладя камень на площадку весов типа рыночных с гирьками, меняя гирьки, я находил нужное усилие нажима, а потом запомнил и привык.

Большое внимание от меня требовали уделять ощущениям.
Тщательно промойте камень, протрите лезвия, убедитесь, что на том и на другом нет ни единой соринки.
Начинайте заточку, и у Вас появится ощущение, что под фаской перекатываются соринки, хотя их там нет – это отзывается РК. Мои учителя называли это горохом, сыпью или бархатом.

Усилия выбираются так чтобы от гороха редкого перейти к сыпи, а затем получить ощущение, будто водите не по камню, а по бархату.
На ощущениях бархата и идет доводка.

Все это, может быть показателем окончания заточки на данном камне – даже на крупном.[src]


По тактильному отклику и шороху говорить сложно - тут практика и только практика с постоянным контролем процесса в оптику и тактильно - подушечкой пальца и ногтем. Ощущения рассказать словами практически невозможно.

Почувствовать, как меняется давление, весьма полезно, когда идёт тонкая обработка бритвы, наклонив камень или повернув его почти на ребро одной рукой слегка удерживая и держа бритву другой - чтобы меньше работала сила тяжести и было лишь касание - трение есть, а давления, можно сказать, нет вовсе.

Направление как ведёте движение - тоже важно - перпендикулярно полотну - кромка испытывает бОльшую нагрузку, чем ежели под углом - поиграйте с векторами движений и слушайте отклик от рук.

Важно воспринимать руку не как один инструмент с пальцами, а каждый палец как отдельного "бойца", полностью расслабив все ненужные для движения мышцы. Подпрягать в пальцах только те, которые необходимы - человеческие руки уникальная штука, и иногда просто смена восприятия руки - помогает лучше понять как быть с мелкой моторикой каждого сухожилия и мышцы в ней. Мне было с этим проще - меня этому учили - я музыкант по образованию. Но тут нет ничего, чего нельзя было бы освоить, по-моему.

Сначала кажется, что напрячь например две крайние фаланги пальца оставив остальное свободным - нереально, однако если расслабить руку, попробовать ощутить это напряжение только там - помогает. затем расслабляете и пробуете напрячь отдельно другой участок. Это отчасти похоже, как в зале учат брать вес или выполнять упражнение - одно и то же упражнение можно делать разными группами мышц. на более мелком уровне такое тренируется и в руках.

Успехов!

P.S.
Я вот раньше с трудом разграничивал в голове этапы, когда надо уйти от жёсткой фиксации клинка в руке - не суть, бритвы ли, ножа ли, или стамески.
Важно поставить границу в голове - этап исправления геометрии и её создания - фиксация жёсткая. Это езда на сцеплении и первая передача или езда на пониженной. Когда геометрия сформирована и идут более тонкие материи - лишь НЕповреждение геометрии, заострение и отделка, доводка - другой уровень и его важно именно в голове переключить - это уже 3-4-5 передачи) тут уже жёсткой фиксации клинка не должно быть, и больше не преодоление стали абразивом, а касание, трение, скольжение "по трассе") ловля нюансов. Т.е. важно переключить отношение к манере удержания клинка - лишь направлять его, ничего не преодолевая - это уже сделано.
Лирика, сори, но я это как-то так воспринимаю)[src]


См. также:
  1. Правильный хват, движения при заточке
  2. Давление: основы

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 16:10 #4

Тактильный контроль - наработка



по поводу попал иль нет в угол - на синтетике это бывает не заметно, особо на грызучей или грубоватой, зато на природниках, начиная с вашит - ощущается в полной мере: можно по звуку запоминать или по тактильным ощущениям.
И в том, и в другом случаях, если вы попали в плоскость подвода - будет меньшее торможение, будет скольжение. Если попали РК - это сразу заметно, попали переходом из спуска в подвод (ребром) - аналогично.
Если уже подзалинзован этот переход, то будет несколько сложнее.

  1. Первое, с чего начать - положите РК на камень, примерно на угол, какой правильный +\- - сейчас не важно. Приподнимите и с очень малым нажимом попробуйте точить. Слышите? Ощущаете? Видите, как лезет суспензия? (это если водник)
    Чуть проточили, смотрим - появиться должна новая полоска на подводе - там, где точили. Точим еще - полоска расширяется. И т.д.

  2. Запомнили ощущения, переходим к пробам, какие ощущения и звуки при попадении ребра перехода из спусков в подводы. Аналогично все.

  3. Теперь пытаемся попасть между двумя неправильно проточенными тропками на подводах. Ну или, что проще, протачиваем аккуратно какой-то участок РК с каким-то углом.
    1. Полный подвод или значительную его часть получили.
    2. кладем подвод на камень и чуть-чуть пытаемся вести на\от себя рк.
      Если угол правильный, то сопротивление будет наименьшее.
    Обычно хватает 2-3х проб, если камень не совсем в ноль гладкий\твердый.

  4. иногда пользуюсь маркером + память:
    нанесли маркер, поставили на угол, чуть убрали акцент с РК на подвод, легко провели - смотрим, где стерся маркер.
    Если на ребре - не попал совсем. Если у ребра - ставим обратно, меняем акцент, протачиваем - не забываем про правильные звук и ощущения.
    + регулярный контроль.

За счет такого алга нарезать до 5 микроподводов с последним на РК - не проблема.
А вот нарезать два и третий посередине (ну захотелось вернуться к полному подводу без ступенек) - у меня редко получается.
___________


Дополнительный контроль через оптику позволит меньше сомневаться и быстрее наработать навык.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 16:10 #5


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 16:10 #6

Контроль по бликам от Дмитрича



Направление рисок попеременно - перпендикулярно груди и параллельно груди без изменения положения разворота правой руки - я это Вам описывал ранее - 90 градусов к линии РК. Тут и выявляются все выпуклости и неровности фаски.

Для работы по бликом на фото показана моя установка - лупа с подставкой и диодная китайская лампа.

Изображение

Лампа расположена слева и посылает свои лучи параллельно моей груди, что обеспечивает мне
  • яркий белый цвет бликов рисок при движении перпендикулярно груди
  • и черный цвет при движении вдоль груди.
[src]


-----
Позвольте показать те блики, которые вижу при заточке я.

Не вышел на кромку:

Изображение

Слева доточил, справа нет:
Изображение

Вроде попадаю, есть небольшие светлые пятнышки, их хорошо видно и удобно ловить:

Изображение

Или вот сегодня точил:
Изображение

//текст и фото - guegue [src]



Какое освещение при таком способе контроля лучше: естественное или ламповое, рассеянный свет или направленный?

Направленный поток параллельных лучей.
Рассеянный свет не даст никаких бликов.
---
Если правильно поставить свет, то даже маркер не нужен: блики куда точнее показывают, где идет работа.
Лампу пришлось расположить чуть сбоку и чуть вше уровня РК, абажур смотрит вниз.
Подобрать в общем-то довольно просто, если есть прямой участок РК:
один участочек под одним направлением пару раз пройтись, другой - под другим.
И дальше уже ловить свет на РК ножа, уже установленного на "крышу" опр. угла.
Лампа обычная: Foton 13W 4200K


Возможно ли, что риски с пред. стадии выведены, а улучшение РК не произошло?

Если смотреть в динамике, то блики позволяют достаточно точно судить о выходе на РК и о проработке геометрии в целом.
Но все же геометрия фасок, примыкающих к РК, может быть не идеально плоской.
Как и схождение этих фасок заведомо не является геометрически правильным - РК имеет некоторую толщину.
С учетом, что на каждом этапе процесса можно завалить геометрию - снятие рисок не гарантирует ни правильной геометрии, ни того, что выход на РК обеспечен.
Поэтому возможен вариант, когда риски сняты всюду, кроме непосредственно зоны РК - нет выхода на РК.
Или выход был и геометрия завалена.

Что конкретно случилось - нужно смотреть в динамике, отслеживая процесс удаления рисок на каждой стадии, наблюдая, как они уходят и что творится на РК под микроскопом - тогда проблем не будет.
Если это заусенец, то он при выходе на РК должен достаточно быстро перекидываться.
Если это завал, то выход на РК и появление заусенца с другой стороны потребует больше времени.

Так или иначе - нужно пытаться выйти на РК, перекинуть заусенец сначала на одну сторону, потом на другую (выход на РК с обеих сторон), потом избавиться от заусенца.
В зависимости от текущей стадии могут быть варианты: заусенец и изменение геометрии - это на стадиях до 3000грит включительно.
Поэтому, если неприятность случилась на более тонких стадиях, то необходимо вернуться на, как минимум, 3000грит стадию.
Аналогично, если очевидно процесс слишком затягивается при условии удержания правильной геометрии - нужно спуститься на стадию грубее.

(Дубль: На зерно, от зерна & направление рисок: Переход на сл. стадию)


См. также:
  1. Заточка подвижным абразивом по бликам
  2. На зерно, от зерна & смена направления рисок


Источники:
  1. Заточка подвижным абразивом с контролем по бликам от Дмитрича http://forum.guns.ru/forum_light_messag ... 92400.html

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 16:10 #7

Маркер



Берется обычный водостойкий(перманентный, несмываемый) маркер,
который можно купить в любом канцелярском ларьке рублей за 50,
закрашивается подвод.
Далее производим пару заточных движений и смотрим, где маркер сточился.
Таким образом можно отслеживать реальное пятно контакта с абразивом, равномерность обработки и выход на РК.

Работает не всегда хорошо:
  • не спасает, если непроточка небольшая, мкм. 15,
  • или если идет работа на суспензии - смывается не только в зоне прямого контакта
, но как макроподход - подходит.

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 16:10 #8


Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 17:06 #9

Переход на сл. стадию



см. На зерно, от зерна & направление рисок: Переход на сл. стадию

Контроль момента перехода на сл. стадию:
  1. выход на РК
    1. цель: выход на РК
    2. стадия: каждая
    3. метод достижения:
      1. ... точить, пока не упухнешь
      2. ступенчатая заточка, микроподвод (тема)
    4. метод контроля:
  2. выведение рисок с пред. стадии
    1. смена направления рисок
      макроподход - по бликам
      детально - микроскоп

    2. ступенька\микроподвод
  3. стадии и что должно получаться
    см. #схемы заточки #тесты остроты



Смена абразива делается, когда выполнена однородная проработка кромки, при равномерных фасках (при симметричной заточке, разумеется).
Это проверяется тактильным контролем (ногтевой тест) и визуальным (в оптику).


Заусенец в качестве контроля перехода
До заусенца можно и не дотачивать - нередко, выполняя обдирку особо грубым абразивом, оставляют припуск - "тянут" риску до края фасок, туда где будет РК, но до заусенца не дорабатывают слегка - чтобы следующим абразивом не пришлось удалять чрезмерно грубую риску с самой кромки и, да, особо жирный заусенец тоже.
Также, на этапе собственно заточки - работая со сменой направлений движений и с суспензией, заусенцу не дают вырастать, или становиться слишком заметным - его потом труднее удалить, а так нет никаких проблем с ним.

Так что тезис "проточил пока не получил заусенку - тогда сменил сторону или абразив" - не всегда оптимален. Он хорош для самого начала обучения, но не более.

И наличие заусенца - вовсе не критерий, что пора переходить на следующий абразив. Желательно избавиться от него на этом, если это получается - подрезать сменой направлений движений, и\или с помощью суспензии, изменить давление - как правило, если заусенец жирный и крупный, хорошо заметный - когда он отвалится или, тем более, если его просто отломать, что не есть гут - он может потянуть за собой фрагменты кромки, а сама она останется слишком толстой, чтобы эффективно заостриться следующим абразивом за короткое время. Надо стремиться удалить его раньше, или хотя бы минимизировать.


Сведение рисок
То, что они убраны и мы имеем рельеф рисок только от того абразива которым работаем в данный момент - проверяется также тактильно - ногтевой тест и оптика.


Маркер
Стирание маркера не говорит ничего о том, успели мы убрать риски от предыдущего абразива или просто размазали их, разбили более мелким зерном. Маркер годится только проверить выставление угла заточки, и то не всегда.



Источник:
[src]

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 27 авг 2017, 17:07 #10

Однородность РК



однородность РК (наличие сколов, проработка стадии)
  • по ногтю
  • оптически (блики)

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 28 авг 2017, 14:37 #11

Пятно контакта



Контроль места, где происходит работа абразива
  • по следу шлама
  • по маркеру
  • по смене направления рисок\угла их наклона
  • по выходу на РК и смене стороны загиба заусенца
  • Звук

Botanic
Сообщения: 2910
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Методы контроля

Сообщение Botanic » 21 окт 2017, 17:12 #12

Обновление от Ярослава - перенесено Тесты остроты и стойкости: Острота: Тест на древесине


Вернуться в «Методы, способы, хитрости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей