Для начала задам вопрос. Риторический, не требующий ответа. А если захочется пообсуждать, можем сделать отдельную тему.
Сколько в мире месторождений камня открытых и разрабатываемых именно, как абразив? Не в смысле небольшой местный карьерчик, а на вполне государственном уровне.Если походить по ссылкам вначале темы, то можно заметить, что белоречит указывают как заточной и только после этого, как поделочный камень. Но это не так. Белорецкий кварцит был, есть и будет в первую очередь поделочным камнем. И только в тридцатую или сто пятидесятую заточным. Чуть позже я поясню это.
Белоречит, а по правильному белорецкий кварцит получил название не только из-за речки белой, но и по названию поселения Белорецкое. Впрочем гид в колыванском музее утверждала, что в приоритете всё же было второе. То есть название дало поселение. Добывался (и добывается до сих пор) этот камень в Змеиногорском районе, на Алтае. Используется для составления мозаичных панно и различных художественных предметов. Если открыть википедию и спросить про речку белая, то окажется, что их тьма тьмущая. Так же, как и белых озёр. И вот интересный момент, завод тоже поставили на речке белой, но упомянутая ранее находится в другом месте.
Мы приехали к колыванскому камнерезному заводу глубокой ночью, в дождь. Алтай, горы, темень, нифига не видно. Ладно, легли спать. Часиков в шесть (по местному) встали. Блин, погода совсем другая. Солнышко, небольшой туман, красота неописуемая! Перед заводом прудик. Позже заводской экскурсовод рассказала, что его выкопали вручную ещё в те времена, когда на месте камнерезного завода стоял медеплавильный, принадлежащий кому-то из Демидовых. Рядом с проходной какой-то дядька пытается завести уаз буханку. Но чёт у него не получается и он сердитый. Мы докучать не стали, узнали что внутри проходной есть бумажка с телефоном и расписанием экскурсий.
1.jpg
3.jpg
7.jpg
9.jpg
11.jpg
13.jpg
Прудик называется заводским, питает его речка Белая, которая вытекает из озера Белого находящегося дальше и выше в горах. Естественно, мы съездили. Всё равно несколько часов делать нечего.
14.jpg
Если кому-то интересно, то по ссылке есть папочка на я-диске с несколькими видеофайлами снятыми на телефон. Хоть какое-то представление о красотах местного края получить можно.
https://disk.yandex.ru/d/9TXtcv7wQRVovgК указанному сроку позвонили, договорились об экскурсии. Её стали проводить даже для нас двоих, но потом ещё подтянулись люди. Билет на экскурсию по заводу стоит 150 рублей. Естественно, чем больше народу, тем выше стимул гида. Но хоть вдвоём, хоть группой, она оттарабанила свою программу и больше ей ничего не надо. Режим диалога отсутствует напрочь. То есть узнать что-то, интересующее лично тебя, не выйдет. Видно, что для неё это лишний заработок, но не интересный. Но в рамках познания процесса обработки камня подходить по заводу увлекательно. То есть удовольствие всё равно получаешь.
Вода с плотины раньше крутила колесо, которое приводило в движение шлифовальный станок. Какое-то время колёс было даже два. Второе стояло в другом помещении, которое построили специально для изготовления царицы ваз (
тыц).
15.jpg
16.jpg
На следующих фото женщины занимаются изготовлением мозаичных панно. Суббота, но у них сделка. Как потопаешь, так полопаешь. Слева видно эскиз. Он расчерчен на несколько больших квадратов. Они, почти готовые лежат на столах. Квадраты состоят из рамки (нужна для точного прямого угла, помогает при сборке панно), каменной подложки и самих кусочков камня. Кусочки подбираются по цвету работниками и пилятся по бумажному шаблону, который вырезается из такого же эскиза расчерченного на квадраты (которые в свою очередь расчерчены на более мелкие квадратики) и в котором все цветовые переходы обведены линиями (по этим линиям и вырезаются маленькие шаблоны). Чем точнее выпилены кусочки, тем меньше швов в панно, соответственно для восприятия лучше. Плитки толщиной один сантиметр пилятся в этом же здании на первом этаже. И шлифовальный станок там же. После изготовления, сборки и проверки всё панно заливается эпоксидкой, а после тщательно шлифуется.
18.jpg
19.jpg
На коротеньком видео по ссылке можно увидеть процесс в динамике.
https://disk.yandex.ru/i/HHvU0Zk8otPSbAЯ много раз видел такие панно в различных учреждениях, но никогда не акцентировал на этом внимание. А тут увидел вживую, как это делается. Гид озвучила стоимость. И теперь вернёмся к вопросам заданным вначале. Так вот стоимость одного квадратного метра панно составляет ... попробуйте угадать, а потом загляните под спойлер.
500 000 (пятьсот тысяч) рублей!
Для церкви плюс десять процентов. Там требования выше. Канон однако. Взгляд не туда, пальчик под другим углом согнут и вся работа на смарку. Вот потому я и задал в начале топика вопрос про каменные карьеры, разрабатываемые, как абразивы. Белоречит - поделочный камень. Вся прибыль от его добычи идёт именно от художественных вещей. Тюрингский шифер - кровля. Это была его стоимость в 99, 9999 ... % случаев. Чарнли форест - вся трасса М1 отсыпана щебнем от него. И т.д. и т.п.
Кстати, не только панно стоят дорого. Вообще все вещи изготовленные из камня (натурального, цельного) имеют высокую цену. Те же вазы, например. Так что увидите где выброшенную каменную вазу, даже небольшую, знайте, что стоит она десятки тысяч рубликов. Признаюсь, я в жизни расколотил пару-тройку выброшенных каменных ваз. Расколотил просто так, от нефиг делать. Эх, если бы я тогда знал и понимал то, что знаю и понимаю сейчас ...
Дальше ещё примеры работ. Солнечные часы и беседка для них. Несколько панно ожидающих, когда их заберёт заказчик. Там есть работа для какой-то больницы. Сейчас такое, стоимостью в пару миллионов вряд ли позволит себе какое-то госучреждение. Это для частной клиники скорее всего. Само помещение, где стоят эти работы, как раз и было построено для изготовления царицы ваз. Именно здесь стояло второе колесо.
20.jpg
21.jpg
22.jpg
23.jpg
На улице стоит станок (уже как экспонат), которым пользовались для распилки больших глыб аж до 1999 года. Банально не было денег на покупку больших пил. Станок работает по принципу маятника. Пилит простыми стальными полосами, под которые сыплют каменную крошку. Распилка такого блока занимала трое с половиной суток. Сейчас, на современных станках пять-шесть часов. Диски имеют диаметр два метра.
26.jpg
27.jpg
30.jpg
33.jpg
Всё таки мне удалось получить ответы на пару вопросов. Выяснилось, что белоречит и сейчас привозят. Откуда, она не знает. Вообще геологоразведка давно затухла, а они пользуются старыми советскими наработками. Спрашивать про месторождение кварцита надо у работяг, которые непосредственно в карьер ездят, но я уже не стал тратить время на их розыски и расспросы. Так что желающим подзаработать добро пожаловать, как говорится. Можете съездить, договориться, набрать сырья и пилите бруски в своё удовольствие. Добывают, кстати, не только кварцит, но и яшму и ещё разные камни, я все названия не запомнил. Завод славится ещё и тем, что делает изделия исключительно из своего сырья. Ничего покупного. Делают кроме художественных произведений и чисто хозяйственные вещи. Бордюры например, надгробные плиты и ещё много чего. Звони, говори хотелку, имеющийся бюджет и тебе посчитают и скажут, что ты получишь на эту сумму и в каком качестве.
После экскурсии по заводу пошли в музей камнерезного дела Алтая. Вот там гид уже не просто рассказывала, а разговаривала с нами. От неё я узнал, что взорвано было не всё месторождение, а только та часть где добывался розовый кварцит.
40.jpg
Всю экскурсию пересказывать не буду, скажу только, что в старые времена завод почти полностью работал на столицу (Санкт-Петербург, Эрмитаж). И даже господин Фаберже (тот самый) любил из белорецкого кварцита (того самого, розового) делать в мозаике части человеческих тел. В зале выставлено много чего, в том числе несколько медалей (подлинников) от зарубежных выставок. Есть изделия из белоречита. Вот пара фоток самых запомнившихся.
38.jpg
39.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.