Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Сообщение oldTor » 15 янв 2022, 23:57 #1

Предлагается информация к размышлению и обсуждению:
https://stormoff.ru/mediacenter/articles/article_80/

Я уже выложил на профильном форуме вопрос по этому поводу, так как читал много разного ранее и всё было как-то расплывчато и непонятно, а тут получил развёрнутый комментарий, предлагаю ознакомиться и если есть желание - тоже обсудить статью и таблицу в ней:

GraY25 писал(а):
Odal писал(а):Интересно было бы мнение участников раздела по поводу таблицы снизу страницы по ссылке по поводу "Требования к размерам пикселей для согласования ПЗС-камеры с оптическим разрешением микроскопа":

https://stormoff.ru/mediacenter/articles/article_80/

Отличная кстати статейка.. Весьма рекомендую к прочтению всем заинтересованным.
А насчёт таблицы - какое тут может быть мнение, она полностью корректна.
Можно спокойно ей пользоваться.
Устроена она чрезвычайно просто, сейчас по полочкам разложу.. Можно самому посчитать для любого объектива.

Первая колонка - паспортное значение числовой апертуры объектива А.
Вторая колонка - разрешение, вычисленное по формуле Сигма = Лямбда / 2А. Кстати, из этой формулы можно сразу посчитать какую Лямбду (длину волны), использовали авторы в расчётах = 0.56 микрон, - корректное значение (зелёный цвет / середина видимого спектра).
Третья колонка - Разрешение, умноженное на увеличение объектива. Например если для 10х объектива разрешение реального объекта 1.1 микрон, то с увеличением 10х на матрице они будут спроецированы на расстоянии 11 микрон.
Четвёртая колонка - вычисленная по теореме Котельникова частота семплирования. Она утверждает, что
что при дискретизации аналогового сигнала потерь информации не будет только в том случае, если (спектральная плотность) наивысшая частота полезного сигнала равна половине или меньше частоты дискретизации

Авторы взяли именно граничное значение, 1/2, то есть четвёртая колонка = третьей, делённой на 2.

Цель этой таблицы - подобрать такое минимальное значение пикселя, которое полностью позволяет реализовать разрешающую способность оптики.
Можно конечно брать пиксель меньше, но тогда будет избыточное значение семплирования, масштаб будет выше, но новые детали не появятся, а само изображение будет "замылено" дифракционными эффектами.

Если брать значение пикселя больше табличного, то изображение будет резким, но самые мелкие детали, которые этот объектив мог бы показать, не смогут засемплироваться.

Поэтому, если цель - максимальное качество, не стоит снимать на пиксель, меньше вычисленного.
Если же выбора нет, то придётся сжимать разрешение полученной картинки, чтобы довести её до "попиксельной резкости".

Кстати, я сам не ожидал что такой большой разброс получается, для разных объективов.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Сообщение oldTor » 11 апр 2022, 16:11 #2

В той же теме продолжено было обсуждение, в т.ч. "на пальцах" и наглядно показано, чем руководствоваться при выборе оптимального масштаба съёмки при тестировании объективов для макро-микро:
http://www.forum.shvedun.ru/viewtopic.p ... 2&start=15

P.S. И это прекрасно согласуется с практикой - если посмотреть специализированные форумы и примеры микрофото, то обнаружим, что хороших с точки зрения профессиональной или просто качественной фотографии, примеров, с объективами крупного и высокого увеличения и разрешения (начиная со стандартных 40х0.65, примерно) - практически нет. Так как средние размеры пикселей в приличных матрицах зеркалок и БЗК позволяют в довольно широком диапазоне масштабов снимать объективами меньшего увеличения и числовой апертуры, но уже не подходят к объективам более сильным. Нужны размеры пикселей бОльшие. А их, похоже, можно найти только в уже "неактуальных сейчас для обычного фото" старых зеркалках. Тогда как современная тенденция к запихиванию максимально доступного количества минимально возможных по размеру пикселей во всё меньшего размера матрицы - идёт по прямо противоположному пути. И если это дальше так пойдёт - скоро и для приличных фото на объективы порядка 10х и 20х придётся искать исключительно б/у матрицы в уже "типа устаревших" моделях камер.
Громкие разговоры, о том, что, дескать, очень маленький пиксель даст "разрешение с запасом" - это всё разговоры в пользу не пойми кого, потому что это "с запасом", в контексте микрофотографии с объективами высоких увеличений и разрешения, на практике обозначает чаще всего либо "мыло мыльное", либо поверх мыла ещё и жуткие артефакты шумов. Собственно, что уже сейчас прекрасно можно наблюдать в потугах некоторых снимать через микроскоп с помощью смартфонов и подобного, в т.ч. с окулярной съёмкой - т.е. способами, способными нивелировать возможности даже весьма продвинутого микроскопа, до уровня убогих юсб-недомикроскопов по результирующему качеству и информативности снимков даже на объективах малого увеличения.
Другое дело, что недостаток выборки/количества пикселей на единицу разрешения, спроецированную на матрицу, тоже вредная история - можно получить очень резкое изображение, но с кучей не разрешённых деталей, либо разрешённых только частично и не по всему объекту. В общем - как и всегда и везде - во всём нужна мера и невозможно сказать для всех случаев жизни, какой же размер пикселя "лучше" - диапазон адекватных соотношений зависит от множества факторов, как объективных, которые можно высчитать, так и субъективных - "красота в глазах смотрящего".

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Сообщение oldTor » 14 мар 2023, 16:15 #3

Перенесу сюда с Ганзы обсуждение, так как там есть полезные ссылки, частично уже здесь "развёрнутые", но есть и новые + позднее я хотел бы развернуть некоторые собственные практические выводы:

"Не стоит ориентироваться на правило "500-1000" апертур в цифровой фотосъёмке. Оно создано и работает для исключительно визуальных наблюдений в оптику.
Приведу простой пример:
берём объектив 20х0.42 - 1000 апертур это 420х
Т.е. для визуальных наблюдений превышение 420-ти кратного общего увеличения микроскопа с таким объективом, по устоявшемуся правилу - не хорошо. Иногда допустимо, но часто просто бессмысленно.

Например:
https://www.flickr.com/photos/...57720209754463/ (можно скачать оригинальный размер для оценки, а по клику открывается только превью)

10мкм. длины реального объекта при съёмке с этим объективом с использующейся ТЛ, в оригинальном размере на экране моего компа занимают ровно 14мм., т.е. 14.000мкм.

Т.е. увеличение с конкретным компом и монитором выходит 1400х
Т.е. 3333.333333333333 апертур данного объектива)
Что превышает правило для визуального наблюдения глазом в оптику микроскопа во много раз. Но в виде цифровой фотосъёмки - это реальный рабочий масштаб, но ЛИШЬ _отображения_ картинки, которая НИ РАЗУ не имеет такого оптического полезного увеличения: в микрофотографии есть понятие _масштаба съёмки_ - т.е. соотношения размера наблюдаемого объекта и его размера на матрице камеры. Понятие "крат" - не применяется.
И НЕ используется понятие увеличения относительно конкретного монитора или плазменного экрана или рекламного щита, на котором его показывают! Потому что это получается совершенно абстрактная величина, не имеющая ничегошеньки общего с реальным микроскопическим изображением ни в плане его оптического увеличения, ни в плане цифрового масштаба его фиксации, т.е. съёмки, ни в плане адекватности этих параметров разрешающей способности применённой оптики.

Разумеется, ресайз можно сделать, но можно и комфортно просматривать оригинал.
Необходим ресайз, чтобы сделать приемлемым для комфортного наблюдения снимок, со слишком большим дифракционным размытием и/или наличием артефактов разного происхождения.
Я всерьёз задумываюсь о приобретении поэтому, для высокоапертурных объективов, камеры с размером пикселя порядка 6мкм. и более. Так как моих 4мкм. с копейками - явно недостаточно уже. Хотя они идеально подходят для съёмки с объективами до 10х0.28 и с некоторой натяжкой - до 20х0.42.

Т.е. если оригинальный размер снимка "косячный" и требует ресайза (который ещё и не всегда спасает), то дело тут во многих аспектах, но уж точно не в правиле "500-1000 апертур".

Если резюмировать, то получится, что определение "полезное увеличение", которое в визуальном наблюдении в микроскоп определяется правилом диапазона "500-1000 апертур", в цифровой микрофотосъёмке превращается в правило:

"Для достижения полной разрешающей способности микроскопа, размер фотоприемника должен удовлетворять критерию дискретизации Найквиста - от 2,5 до 3 пикселей для каждой единицы диска Эйри."


На профильном ресурсе вот обсуждали тоже:

"...
пошаговый расчёт следует из чистой теории:
1. Находится разрешение Сигма из апертуры А: Сигма = Лямбда / 2A. Лямбда = 0.56 микрон для середины видимого диапазона.
2. Находится размер проекции единицы разрешения на матрицу, R = Сигма * N, где N - увеличение объектива.
3. Находится минимальный размер пиксела для семплирования расстояния R по теореме Котельникова. P = R/2

Если всё это объединить и сократить, получится простейшая формула для нахождения максимального размера пиксела: (при котором ещё не происходит потери информации.)

P = 0.14 * N / A

Где N - увеличение объектива, А - его числовая апертура.

- проверьте по таблице. ...

... Двойка - это "нижняя граница", которую можно "поймать" в лабораторных условиях, удачно расположив пики яркости среди пикселей.
В реальности же, когда они расположены случайным образом, и коэффициент 2.5 - то что нужно.
Да и кстати, в самой этой статье https://stormoff.ru/mediacenter/articles/article_80/ есть фраза:

"Для достижения полной разрешающей способности микроскопа, размер фотоприемника должен удовлетворять критерию дискретизации Найквиста - от 2,5 до 3 пикселей для каждой единицы диска Эйри." здесь есть ошибка, кочующая в переводных статьях много откуда и много где - по-правильному, не для единицы диска Эйри, т.е. его диаметра, а для его радиуса - единицы разрешения объектива, спроецированной на матрицу камеры - подробнее ниже в теме

Исходя из коэффициента 2.5, упрощённую формулу для нахождения размера пиксела можно переписать как
P = 0.11 * N / A
Где N - увеличение объектива, А - его числовая апертура.

Это если необходимо гарантированно получить макс. разрешение.

Для фото-работ, где важна "попиксельная резкость" я думаю, можно пользоваться коэффициентом 0.13
P = 0.13 * N / A

Кстати, само число 0.13 тут представляет собой "Лямбда / 4" - что является критерием дифракционно-ограниченной оптики.
Как говориться, "Совпадение? - не думаю.." :D "
(Источник: http://forum.shvedun.ru/viewto...0eaf11&start=15 )


Добавлю, что по результатам изучения зарубежных форумов микроскопистов и микрофотографов, уяснил, что там тоже пришли к результату, что 2 пикселя на диск Эйри - мало:

https://www.photomacrography.n...php?f=8&t=41213

Ещё полезная ссылка по этому вопросу:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... f=8&t=2439

В общем, поскольку меня больше всего интересовал не недостаток пикселей на диск Эйри а избыточное их количество при съёмке в больших масштабах и при довольно больших числовых апертурах, я бы сказал, что согласен с автором темы по последней ссылке. "

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Сообщение oldTor » 15 мар 2023, 10:47 #4

Меня беспокоило то, что у меня, вероятно, получается передискретизация при использовании объектива Mitutoyo MPlanApo 20x0.42 при использовании его с расчётным фокусным расстоянием тубусной линзы.
Резкость мне кажется не вообще неоптимальной, а "не всегда оптимальной". Т.е. она получается такой, какая мне нравится, при определённом объекте съёмки и очень тщательном освещении - всё-таки мы не в идеальном мире живём и рассчитывать на то, что нам всегда удаётся идеально подготовить объект и идеально его осветить - не приходится. Если же это не удаётся обеспечить оптимально, в т.ч. потому что объект слишком "трудный" для этого - то происходит то, о чём сказано по этой ссылке:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... f=8&t=2439 в первом посте (вообще лучше всю тему прочитать)

В общем, главное, что стоит учесть - это, в общем-то, известный факт: что разрешение и резкость - абсолютно не одно и то же.
Автор темы это формулирует примерно так (прошу прощения за корявый перевод):

"Хорошо, я думаю, что понимаю это достаточно хорошо для научной работы. 4 пикселя на пару строк — это безопасно, 3 — нормально, если я могу принять некоторую неровность, а 2 — это игра в кости.

Кстати, бросать кости не всегда плохо. Если все, что я хочу знать, это есть ли на костях какие-либо тройки, то бросить их несколько раз и подсчитать, что выпадет, — вполне разумная стратегия. Точно так же, если у меня есть достаточно резкая цифровая камера, я могу с уверенностью ожидать увидеть некоторые детали в масштабе 2 пикселя на пару линий, если в объекте есть такие детали. Я просто не могу гарантировать, что увижу все (такие детали)

Но как насчет эстетики? Что нужно, чтобы цифровое изображение воспринималось как «резкое»?

Сейчас мы говорим о субъективном впечатлении, но я хотел бы попытаться понять, что это означает с точки зрения объективности.

Основываясь на самоанализе — всегда опасном,... — я предположу, что цифровое изображение выглядит «резким», когда оно «показывает детали на уровне отдельных пикселей», что, в свою очередь, означает видеть темное/яркое/темное (или яркое/темное/яркое) в соседних пикселях .
..
Цифровое изображение будет содержать темные/яркие/темные узоры в соседних пикселях только в том случае, если (а) оно представляет реальную детализацию на уровне около 2 пикселей на пару строк, или (б) узор не представляет реальных деталей, а вместо этого является некоторым какой-то артефакт из-за шума, чрезмерного USM или чего-то подобного.

Давайте предположим, что (b) не так, поскольку никому не нравятся вещи, которые выглядят как детали, но таковыми не являются. (Хорошо, это не совсем верно. Некоторым людям просто нравятся вещи, которые выглядят как детали, но на самом деле ими не являются, но я хотел бы держаться подальше от фрактального сжатия в этом обсуждении.) Итак, это (а) -- наше цифровое изображение выглядит «резким», потому что он содержит темные/яркие/темные узоры, которые возникают из-за реальной детализации около уровня 2 пикселей на пару строк.

Но мы видели на демонстрациях сетки, что детали на этом уровне захватываются только в том случае, если они расположены выгодно.


"Для того, чтобы наше цифровое изображение «выглядело четким», мы должны снимать или визуализировать его с разрешением, которое практически гарантирует, что некоторые детали оптического изображения будут потеряны. Если вы видите несколько крошечных волосков, едва отделившихся в одном месте на цифровом изображении, можно с уверенностью сказать, что в других местах есть очень похожие крошечные волоски, которые не были разделены только потому, что они по-разному выровнялись с пикселями.

И наоборот, чтобы гарантировать, что все детали оптического изображения будут переданы цифровому изображению, мы должны снимать и визуализировать с разрешением, которое полностью гарантирует, что цифровое изображение не будет выглядеть резким.

Итак, есть «четкий» и есть «детальный» — выберите один или другой, потому что у вас не может быть обоих."


"Тем не менее, я рад, что достиг этого понимания. Я регулярно выполнял упражнения по выбору процента для изменения масштаба некоторого нечеткого изображения с большим увеличением, чтобы оно выглядело максимально четким, не теряя при этом ни одной детали. Почему-то результат так и не получился таким резким, как хотелось бы. Теперь я понимаю (или думаю, что понимаю!), почему это так и почему так должно быть."

Т.е. необходимость гарантированно разрешить все детали изображения, построенного нашей оптической системой и спроецированной на матрицу, если следовать вышесказанному и посмотреть подробности и примеры по ссылке, _неизбежно_ даст нам определённый "недостаток резкости". Тогда как подбор соотношения параметров сенсора с оптической системой, который даст нам "такую резкость, которую по нашим представлениям некуда улучшать и делать ещё резче" - обозначает, что какие-то детали мы всё-таки потеряли. Хотя, второй расклад, безусловно, особенно на сторонний взгляд - часто выглядит привлекательнее с эстетической точки зрения. В общем, вывод таков, что желательно иметь определённую вариативность в настройке своей микрофотосистемы, чтобы исходя из задач конкретной съёмки и особенностей объекта съёмки, иметь возможность выбирать компромисс между наилучшей реализацией разрешающей способности оптики и наиболее привлекательной картинки для визуального восприятия. В целом - меня всегда несколько "настораживало", когда я получал снимок, который, на мой взгляд, делать резче некуда - т.е. любая попытка повысить резкость или даже только контраст - даёт ощущение перешарпа. Теперь мне понятно, что для моих задач это не лучший расклад. Лучше сделать снимок, в котором лучше реализована разрешающая способность оптики, и иметь возможность чуть его подредактировать, не получая эффекта "перешарпа".

P.S. Между прочим, автор темы по приведённой выше ссылке - Rik Littlefield, создатель программы для стэкинга Zerene Stacker, которая в представлении не нуждается - трудно найти фотографа, который бы о ней не слышал. Т.е. человек весьма знающий и разбирающийся в том, что касается цифровой фотосъёмки и в т.ч. макро и микрофотосъёмки.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Сообщение oldTor » 26 апр 2023, 14:20 #5

Мне потребовалось очень много времени, чтобы во всём разобраться, и мне очень сильно помогли объяснения Рика Литтлфилда.
Окончательный вывод о количестве пикселей на диск Эйри, позволяющем захватить все детали изображения, построенного объективом, звучит как 4,88 пикселя на каждую единицу диска Эйри.
Наиболее подробное и внятное (для меня) объяснение, представлено в этой теме:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... g&start=90

Цитата ключевого объяснения:

Изображение

Изображение

Важно:

Хочу отметить, что таблицы соответствия разрешений в интернете на профильных ресурсах - могут вызвать некоторый диссонанс с вышеуказанным, на первый взгляд, если не быть внимательным, потому что там часто не уточняют специально одну небольшую деталь - когда говорят про проекцию единицы разрешения на матрицу, то речь идёт именно о единице разрешения - т.е. о критерии Рэлея. А это - дистанция, равная _радиусу_ диска Эйри. Тогда как многие читатели статей, путают проекцию разрешения на матрицу и проекцию диска Эйри на матрицу. А это разница в два раза - т.е. это разница между радиусом диска Эйри и его диаметром. Т.е. когда пишут о дискретизации Найквиста в количестве 2 пикселя, то речь про 2 пикселя на _радиус_ диска Эйри, а не на диаметр. На диаметр, соответственно, требуется НЕ МЕНЕЕ 4-х.

А если речь идёт о дифракционно ограниченной оптике - т.е. о наиболее высококачественной микроскопной оптике, как максимально приближенной к дифракционно ограниченной теоретически, (а не об аберрационно ограниченной, как в случае с подавляющим большинством фотообъективов) - то, как пишет Рик Литтлфилд:

"...хотя нас могут интересовать только признаки размера Рэлея, оптическое изображение на самом деле содержит информацию с более высоким разрешением, которая может испортить выборку. Фактическая частота среза для изображения с ограничением дифракции соответствует разделению Аббе, что примерно в 1,22 раза меньше, чем разделение Рэлея.
Итак, чтобы правильно применить Найквиста, нам нужно использовать меньший интервал между нашими выборками, около 2,44 выборки на рэлеевское разделение. ..."


Источник:
https://www.photomacrography.net/forum/ ... =8&t=41213

В частности, обращу внимание, что статья, первая, на которую я даю ссылку в этой теме, компилируя множество других в т.ч. зарубежных статей, перетащила к себе и конкретную ошибку - там указано, что:
"Для достижения полной разрешающей способности микроскопа, размер фотоприемника должен удовлетворять критерию дискретизации Найквиста — от 2,5 до 3 пикселей для каждой единицы диска Эйри"

При том, уважаемая фирма Никон, говорит иное - есть статья, откуда, в частности вот сюда: https://stormoff.ru/mediacenter/articles/article_80/ перекочевала таблица соотношений объективов и размеров пикселей:
https://www.microscopyu.com/tutorials/m ... resolution
Так что же говорит Никон?
А вот что: "Адекватное разрешение образца, отображаемого оптическими элементами микроскопа, может быть достигнуто только в том случае, если для каждой разрешаемой единицы изготовлено не менее двух образцов, хотя многие исследователи предпочитают три образца на каждую разрешаемую единицу."

Т.е. если stormoff.ru указывает от 2,5 до 3 пикселей для каждой [b]единицы диска Эйри
То Никон указывает "не менее двух образцов.. на разрешаемую единицу"
[/b]

А это как раз та разница в два раза, о которой cказано выше. Потому что в первом случае говорится о "единице диска Эйри", а во втором - о единице разрешения, т.е. о _радиусе_ диска Эйри, а не о диаметре.
Так как единицей разрешения являются критерии Аббе и Рэлея, а вовсе не диаметр диска Эйри:
Изображение
(источник: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=168 ... 26nosw%3D1 )

Вот такая вот "ошибка перевода", а точнее "компиляции", потому как в зарубежных источниках, тоже встречается ситуация, когда сначала говорят о единице разрешения, но потом почему-то начинают вместо неё указывать диаметр диска Эйри, что звучит и выглядит так, как будто автор(ы) статьи отождествляют одно с другим, т.е. путают радиус и диаметр. В переводных статьях эта ошибка ещё усугубляется.

Самое забавное в том, что таблица, поскольку она одна и та же, так как явно взята с Никона - демонстрирует соотношения как раз таки отвечающие позиции Никон - где дискретизация Найквиста "не менее 2-х пикселей на _единицу_разрешения_ - указывается для именно единицы разрешения, а не для диаметра диска Эйри. В этом легко убедиться, сравнив хотя бы одну строчку из таблицы - скажем, для объектива
10x (0.25) - у которого разрешающая равна1.1 мкм., при расчётном увеличении, проекция на матрицу этого значения получаем 11 мкм., соответственно, критерий Найквиста в 2 пикселя на единицу разрешения диктует его размер, как 5,5мкм.

P.S. Ещё один фактор, который неизбежно придётся учитывать - фильтр Байера (или, в случае многих камер Фуджи, X-Trans) - как верно было сказано в одном из комментариев к одному из постов Рика, что я приводил:
"Важно также отметить, что это справедливо для монохроматического света. В цвете «пиксели» для каждого цвета находятся довольно далеко друг от друга. Если бы фильтр Байера был идеальным (а это не так) и объект имел бы синие или красные черты, эффективная плотность пикселей была бы вдвое меньше плотности пикселей на датчике. Поэтому желаемое вами количество пикселей на основе примера Рика необходимо увеличить для датчиков Байера, вплоть до коэффициента 2 в зависимости от объекта."
На что был следующий ответ:
"При монохромной цели в белом свете потеря разрешения не должна быть значительной, если вообще должна быть. Это связано с тем, что все светочувствительные элементы сенсора собирают почти эквивалентную информацию об изображении. Для красного есть проблема, что красный образец поступает из оптического изображения с более низким разрешением из-за большей длины волны. Но это только на одном элементе из 4, и красный фильтр, вероятно, в любом случае пропускает цвета, близкие к зеленому." Источник - пост by rjlittlefield » Sat Aug 04, 2018 1:14 pm на странице по ссылке: https://www.photomacrography.net/forum/ ... 1&start=60

Т.е. важно понимать, что в некоторых случаях, при съёмке на цветную цифровую камеру, с конкретными объектами съёмки и спецификой освещения, отклоненной в ту или иную область спектра, в т.ч. с применением светофильтров, ситуация с количеством оптимальных пикселей на проекцию единицы разрешения на матрицу, будет меняться, даже и в случае применения одного и того же объектива и одной и той же матрицы с одним и тем же размером пикселя. Поэтому, в частности, иногда, как сказано в т.ч. в цитате выше - для полного разрешения всех деталей оптического изображения, построенного объективом - на проекцию единицы разрешения на матрице камеры нам может потребоваться "до в два раза больше пикселей" - не 2,44 на проекцию единицы разрешения, а от 2,44 до 4,88+-
С одной стороны в этом есть свои минусы, особенно для обычной макросъёмки, но и свои плюсы для микросъёмки с объективами с довольно высокой апертурой - там обычной ситуацией будет избыточная дискретизация, однако её можно будет без потерь слегка понизить ближе к подходящей, используя светофильтры - что, например, весьма актуально при работе в фазовом контрасте с применением зелёного или синего светофильтров, или при работе с жёлтыми светофильтрами с оптикой не отличающейся высоким уровнем коррекции, и где таким образом снижают хроматические аберрации.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 2056
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Как подобрать размер пикселя матрицы для микрофотографии и выбрать оптимальный масштаб съёмки

Сообщение oldTor » 07 дек 2024, 22:27 #6

Первая работа с новой камерой - Fujifilm X-T5.

Публикуется здесь в ракурсе как раз вопроса достаточного/недостаточного/избыточного семплирования.

Агат. Зимний узор в камне. Микрофото с объективом Mitutoyo M Plan Apo 5x0.14 с Raynox DCR-150 в качестве тубусной линзы, на штативе микроскопа МББ-1А. Cтэкинг, HDR, кадрирование. Диффузно-рассеянное освещение с осветителем Белых.

ИзображениеAgate. Winter pattern in stone. Macro 5:1. HDR

Первые впечатления от камеры - самые положительные. Она бралась с прицелом на то, что через пару месяцев мне предстоит начать работу над большим проектом, где нужны будут не очень большие масштабы - крупный план и умеренное макро, но потребуется очень высокое разрешение снимков и точность в передаче деталей - не могу говорить о проекте, но проведя аналогию, скажу, что по требованиям сопоставимо с тем, как снимают старинные документы в крупных национальных библиотеках - например Бамбергской, Французской национальной и пр.

Оптика у меня подходящая есть - те же Fujinon-EFC, но со старыми моими камерами полностью реализовать разрешение этой оптики в небольших масштабах было невозможно. А тут 40 мегапикселей при размере пикселя 3,04мкм. и возможности пиксель-шифта - то, что надо. Плюс прочие плюшки типа электронного затвора и матрицы с обратной засветкой- очень к месту.

При том, с моими основными рабочими микроскопными объективами Mitutoyo, у меня получается хороший прирост разрешения сенсором изображения, построенного объективом, без явного оверсемплинга (ну а для более апертуристых объективов у меня есть, если что, мои старые камеры с более крупным пикселем).
По крайней мере с 5х0.14, 10х0.28, 20х0.42 - выборка выходит явно более предпочтительная. И даже с объективом SO Optics LU Plan Fluor 50x0.80 WD 2mm Semi-Apo у меня ещё не достигается порог, при котором заметен явный оверсемплинг (6-6,05 пикселей и выше) - я получаю выборку 5,8 пикселя не проекцию единицы разрешения на матрицу.
Подробнее для Митутойо:
Если посчитать - при обычном масштабе съёмки с моей основной оптикой в качестве тубусной линзы - Raynox DCR-150 c фокусным расстоянием F=208.3, выходит:
при заявленной производителем разрешающей для 5х0.14 в 2мкм.:
1. масштаб съёмки при фокусировке ТЛ на "бесконечность" с точки зрения матрицы 208,3/200 (расчётное фокусное ТЛ для этого объектива)=1.0415, помноженные на 5 (увеличение объектива при расчётном фокусном ТЛ) = 5,2
2. проекция на матрицу единицы разрешения составляет 2 (расчётная разрешающая в мкм)х5,2(масштаб съёмки)=10,4мкм.

Семплирование получается 10,4/3.04=3.42 пикселя на проекцию единицы разрешения на матрице.
Это несколько лучшее разрешение матрицей картинки, построенной объективом, нежели при пикселе 4,29 - там получалось 2,42 пикселя. Т.е., если учитывать ранее сказанное в теме - еле-еле соблюдалось условия критерия Найквиста и даже, если копаться в мелочах - оно немного не "добиралось", если принимать за минимальную дискретизацию не 2 пикселя на проекцию единицы разрешения, а 2,44.

С объективом 10х0.28 с паспортной разрешающей 1мкм. - ситуация сходная. По тому же расчёту размер проекции его разрешающей на матрицу составляет 10,415мкм. и семплирование выходит практически такое же - округлённо, 3,43 пикселя на проекцию единицы разрешения - прекрасно!

И даже есть запас, при необходимости, чуть увеличить масштаб съёмки, по крайней мере до достижения ситуации, когда на проекцию единицы разрешения на матрице будет приходится до 5 и даже до 6 пикселей (как мы уже знаем - 6,05 пикселей уже многовато, но терпимо - ещё не так уж "мыльно", зато всё точно разрешается).
Резкость ещё останется вполне нормальной, а разрешающая будет реализована более полно - разумный компромисс между резкостью и разрешающей способностью будет получен, с моей точки зрения, совпадающей с точкой зрения серьёзных профи микросъёмки - разрешение деталей объекта наиболее полно, важнее "предельной резкости", которая всегда обозначает, что мы где-то недоразрешили все детали.

Обычно эти слова вызывают "когнитивный диссонанс", особенно в головах "обычных фотографов", почерпнувших всё понимание "резкого и разрешённого" на обычных фотофорумах, где пользуются не дифракционно ограниченной, а _аберрационно_ограниченной оптикой, и считают единственным критерием разрешающей - "попиксельную резкость в 100% открытии кадра", что, разумеется, полная ерунда, и к реальности проблем "разрешения и резкости" имеет отношение чуть меньше, чем никакого. Но отечественные любители фотографии в этом не одиноки - западные страдают точно тем же)

Правда, им гораздо дольше пытаются объяснить умные люди, что это всё не совсем так работает, есть базовые понятия физики и оптики, и не худо бы разобраться в деталях, для понимания вопроса - произвести грамотные расчёты, узнать базовые аспекты и т.д. И надо сказать, что именно благодаря зарубежным спецам, мне самому удалось это понять достаточно внятно - благодаря, в первую очередь Рику Литтлфилду и некоторым его коллегам по форуму Photomacrography.net, которые излагали все необходимые объяснения и расчёты структурированно, грамотным языком, наглядно и терпеливо-дотошно. У нас так обычно не умеют, либо не любят делать просто потому, что моментально набегает куча "я тоже специалистов", отягощённых эффектом Даннинга-Крюгера, что сводит на нет все благие намерения что-то как следует объяснить аудитории. Это ведь всё не так уж просто, а "народ" в массе любит, чтобы объяснение было "как два пальца" - иначе им неинтересно, а главное - не льстит их самоосознанию и их личной, с позволения сказать, "практике". Впрочем, в заточном деле всё тоже самое, как бы ни было прискорбно...
А вот признать, что не знаешь чего-то и обладать достаточным смирением для того, чтобы выслушать объяснения, и терпением, чтобы самому сделать упражнения и расчёты, попробовать применить их на практике с грамотно построенным экспериментом - на это способны "не только лишь все"(с) :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Но я отвлёкся. Продолжим:

И опять-таки, тут ещё можно вспомнить то, что цветной фильтр на матрице, что Байеровский, что, в случае Фуджи, X-Trans- тоже при некоторых условиях "подъедают" разрешающую, так что реальный "оверсемплинг" у нас наступает при наличии таких фильтров при несколько более плотной "выборке", семплировании.

Особенно меня радует, что теперь, благодаря функции сдвига пикселей в этой камере, мне удастся преодолеть снижение предельного разрешения матрицы/сенсора, происходящее в силу наличия цветного фильтра, как это доказали и теоретически и практически, на многих профильных зарубежных ресурсах. И это же позволит в целом повысить разрешение некоторых микрофото, которые можно будет делать в монохроматическом свете с более короткой длиной волны, нежели та, для которой обычно рассчитывают предел разрешения микроскопного или иного, дифракционно ограниченного объектива.

По следам некоторых спецов, планирую применить на некоторых объектах освещение монохроматическим светом с длиной волны 450nm, а в будущем, может и короче, с применением пиксель-шифта камеры. Расчёт тут элементарный - если взять основные две формулы расчёта разрешения дифракционно ограниченной оптики (т.е. микроскопной, хотя бы в центре поля, а для обладающей высокой степенью коррекции - для планапохроматов - так и практически по всему полю) по критериям Рэлея и Аббе:
0,61*λ/NA и 0,5*λ/NA соответственно, где λ - длина волны (раньше принимали для расчёта 560 нанометров, ныне в основном берут 550 нанометров- середину видимого спектра, в т.ч. для Mitutoyo и прочих современных микрообъективов с высокой степенью коррекции), а NA - числовая апертура объектива, то на примере, скажем, Mitutoyo M Plan Apo 20x0.42 можно расчитать, что у нас может получиться, следующим образом:
Мы знаем паспортную разрешающую этого объектива -0,7мкм. Проверим по критерию Рэлея: 0,61*550/0.42=798.8 нанометров. Так, Митутойо заявляет разрешающую выше - проверим по Аббе - т.е. ближе к теоретическому пределу: 0,5*550/0,42=654,76 - а это наоборот, чуть лучше, чем заявляет Митутойо.
Я полагаю, основываясь на расчёте из таблиц фирмы Nikon, ссылки на которые приводил ранее, что Митутойо, как и Nikon, считает по Аббе (а в конце 20-го века, в основном считали по Рэлею, в т.ч. на Цейссе), по близкости теоретическому пределу, но делая поправку на некоторую неидеальность реальных объективов и оставляя некоторый "запас", либо округляет 0,65 до 0,7, либо указывает результаты реальных замеров с некоторым допуском.

Учитывая, что это фирма очень серьёзная, и отвечающая за свои цифры, для которой характерно указывать не "предельно возможное для их систем по расчёту", а то, что они реально могут _гарантировать_ (как они делают со значением исправленного поля своих объективов - оно заявленное фирмой меньше, чем реальное, по тестам и отзывам многочисленных пользователей по всему миру за многие годы) - их указания, проверенные расчётом, заслуживают уважения - мало какие фирмы заявляют именно то, что могут гарантированно предоставить, а не указывают абсолютный расчётный предел для своего оборудования, как "паспортные базовые характеристики".

Теперь, когда мы знаем, что скорее всего Митутойо рассчитывает по критерию Аббе и округляет, попробуем для того же объектива посчитать, что мы можем получить при монохроматическом свете 450nm:
0,5*450/0.42=535,7, округлим до 540 нанометров. Да, хороший прирост - 540 вместо 700 нанометров!
А пиксель -шифт, составленный фуджи X-T5 из 20 кадров, должен "разрулить" вопрос потери разрешения цветным фильтром на матрице.
Очень даже интересные и приятные цифры.

Вообще, я полагаю, что микроскопные камеры с очень мелким пикселем, заведомо осуществляющим избыточную выборку, оверсемплинг, при работе с высокоапертурными объективами, делаются такими не потому, что "инженеры полные идиоты", что совершенно точно не так, а потому (помимо чисто экономических соображений и соображений разумной достаточности того, что нужно школьнику, студенту, лаборанту, и так далее, и в каких условиях и в каком бюджете), что при использовании специфических методов контрастирования, в т.ч. в которых применяется монохроматический свет, как правило с более короткой длиной волны, нежели в обычном светлом поле, потери разрешающей способности цветной матрицы, компенсируют часть "оверсемплинга" при использовании такого света. Ну и что, что в обычном светлом поле с обычным белым светом картинка выглядит кошмарно - в конце-концов, камеры рассчитанные на рутинную работу, не предполагают получения высококачественных снимков. Лишь бы было видно то, что необходимо увидеть. Ну а при том же синем монохроматическом свете, что 400, что 450 нанометров, в силу фильтра Байера, такая матрица реально реализует только 1/4 своей разрешающей способности, а при зелёном монохроматическом свете - около половины: в конечном итоге, примеры панцирей диатомовых водорослей, снятые в свете 450nm на "мелкопиксельные" микроскопные камеры с ничтожным размером сенсора, выглядят вполне симпатично. Лучше, чем обычные светлопольные изображения в белом свете, а если камера достаточно приличная, то детализация приближается к таковой, на подобных же монохромных матрицах.

Ну а в моём случае, с профессиональной камерой, с небольшим пикселем, но зато с сенсором нормального размера, практически идеально подходящего для широкопольных микроскопных объективов с высокой степенью коррекции, и с возможностью сдвига пикселей, можно рассчитывать на высококачественное изображение и при высокоапертурных объективах, и получать повышенное разрешение в монохроматическом свете, задействуя всю матрицу, как если бы я использовал без сдвига пикселей, матрицу монохромную.

В частности, такие перспективы меня и вдохновили на покупку этой камеры, на основе изучения работ и описания компоновок микрофотосистем многими специалистами.


Помимо функционала, эта камера мне и по удобству понравилась - это не первая моя Фуджи, и в принципе, я знал, чего примерно ожидать, но она оказалась выше ожиданий)
Единственно, возникли некоторые сложности с софтом - мои версии фотошопа и хеликон фокуса, не читают её равы, так что пришлось скачать ещё родной софт фуджи и RawTherapee версии 5.10, которая уже их читает и проявляет.

Да, кстати, некоторые пробы показали, что джипеги у камеры тоже очень классные - они прекрасно сшиваются даже в "пирамидальном" алгоритме без такого прироста шума, как было со старыми камерами, и даже запихивание камджипегов в Photomatix Pro (прога для HDR), показало прирост в качестве джипегов - с прежних камер HDR хорошо делался только из равов, а тут даже из джипегов получается без их обычных артефактов.
В общем - я очень доволен!


Вернуться в «Оптика и фото»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 22 гостя