Меня часто спрашивают, какую оптику я использую для макро и микрофото. Мои обзоры по пробам разных объективов здорово разбросаны по профильным темам и форумам, и потому "собрать их в кучу" - довольно сложно и времязатратно, потому я решил свести это в одном месте, показать те объективы, которыми пользуюсь регулярно.
Конечно, их вообще-то больше, и перепробованных разных и в т.ч. другие экземпляры тех, что покажу в данном посте (это касается советских), но эти - постепенно отобрались в рабочий набор, обеспечивающий практически весь диапазон масштабов съёмки от 1:2 до 20:1.
Итак, на первом фото, объективы от фотоувеличителей, слева направо:
1) Schneider Kreuznach Componon 50mm f/4.0 (некоторые примеры работы его и f/2.8 есть в этом альбоме: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 297782606/ )
2) Rodenstock Ysaron 75mm f/4.5 (пара примеров есть тут: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 299439732/)
3) Индустар-50У-1 50mm f/3.5 ( https://lens-club.ru/lenses/item/c_3027.html )
4) Вега-11У2 50mm f/2.8

На втором фото - спецобъективы, кроме первого слева. Слева направо:
1) ЛОМО ОКС1-22-1 22mm f/2.8 (киносъёмочный) (некоторые примеры есть тут, равно как и на 1-40-1: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 750345756/ )
2) Yashinon 32mm f/3.5 (для чтения микрофишей) (насколько я понимаю, на сайте Роберта О'Тула - это он: https://www.closeuphotography.com/yashi ... -32mm-lens , и некоторые примеры есть тут: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 131273121/ )
3) Fujinon-EFC 55mm f/6.0 (от минилаба) (примеры с этими фужинонами есть тут: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 371241928/ )
4) Fujinon-EFC 72mm f/6.0 (от минилаба)
5) Fujinon EFC 108mm f/5.6 (от минилаба)
6) Корректор 150 mm f/ 6.3 (от фотографической установки ФМН-2) (примеры тут: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 300587546/ )

На третьем - микроскопные объективы планахроматы с большими рабочими расстояниями, рассчитанные на работу в т.ч. без покровного стекла, с полностью исправленной или незначительной хроматической разностью увеличений, на фиксированный тубус и на тубус бесконечность, слева направо:
1) Ломо-План 3,5х0.10 (тубус 160мм., рабочее расстояние ~20мм.) (некоторые примеры есть тут: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 0624534598 )
2) Ломо-План 9х0.20 с ирисовой диафрагмой (ОМ-2П, поляризационный, тубус 160мм., парфокальная высота 37,5мм., рабочее расстояние ~10мм.)
3) Ломо-План 10х0.22 (ОПХ-10Л, люминисцентный, тубус 160мм., парфокальная высота DIN (45 мм), рабочее расстояние 14мм.) (много работ с ним, в основном "технического характера) - по ссылке: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 839530641/ )
4) Labor-microscopes Plan 20x/0.4 (тубус бесконечность, фокусное расстояние тубусной линзы 200мм., парфокальная высота DIN (45 мм), рабочее расстояние 8мм.)
5) Nikon CFI E Plan 10х0.25 (тубус бесконечность, фокусное расстояние тубусной линзы 200мм., парфокальная высота 60мм., рабочее расстояние 7мм.) (по этому никону и нижеуказанному, альбом с примерами по ссылке: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 300442286/ )
6) Nikon CFI E Plan 4х0.10 (тубус бесконечность, фокусное расстояние тубусной линзы 200мм., парфокальная высота 60мм., рабочее расстояние 30мм.)

Ну а о том, как применять какие из них, можно поискать в теме:
http://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=211
А также, на многие из вышеупомянутых объективов, можно почитать данные и отзывы с примерами фото, кликнув на их наименования на моей страничке вот тут:
http://lens-club.ru/profile/c_14042.html
Позднее добавлено:
Объективы Carl Zeiss Jena GF-Planachromat:

Объективы на систему "бесконечность", под тубусную линзу с фокусным расстоянием F=250мм., не требующие компенсации, широкопольные. Первый - для работы без покровного стекла, подробности в посте 6 этой темы. Второй и третий - для работы с покровным стеклом - подробности в постах 145 и 162 этой темы. (Примеры снимков с ними есть в альбомах:
https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 308045037/
https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 322614383/
https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 0322597027 )
Да, при необходимости снимать без покровного стекла "бесконечным" объективом, который его требует и числовая апертура которого не позволяет игнорировать требование наличия покровного стекла - можно воспользоваться нехитрым способом компенсации его отсутствия - подробности в посте 188 этой темы:
viewtopic.php?p=11238#p11238
Объективы Митутойо светлопольные на систему "бесконечность", планАПОхроматической коррекции - считаются одними из самых лучших в своём классе для микрофотосъёмки, имеют непревзойдённо большие рабочие расстояния при высокой разрешающей способности и широком исправленном поле - их используют не только на кропнутых матрицах, но и на фулл-фрейме и даже на среднеформатных камерах:
- фрагмент из каталога Mitutoyo, с этой серией объективов с характеристиками:

Подробнее по нижеуказанным объективам в постах 89, 113, 115 этой темы.



(Примеры работ с этими объективами в альбоме по ссылке: https://www.flickr.com/photos/oldtor/al ... 209754463/ )
Поскольку данные объективы на парфокальную высоту 95мм., установка их на обычные микроскопные штативы ограничена недостаточным диапазоном перемещения предметного столика.
Однако, эту проблему можно решить довольно нехитрым способом, который, к слову, годится и для решения той же проблемы с объективами на парфокальную высоту 60мм. (стандарта Nikon CFI60), на совсем старых штативах, под парфокальную высоту 33мм. Способ подразумевается для микрофотосъёмки с прямой проекцией на матрицу (работа с "бесконечными" объективами, требущими наличия тубусной линзы или оптики, её заменяющей, без использования проективов, гомалей, афокальной проекции - всё равно относится к "прямой проекции", так как компоновка "объектив+ТЛ" рассматривается как единая система, как "объектив в целом"). Предполагает снятие револьвера и использование с края фототубуса, переходника без фланца - подробности и фото того, как это выглядит, можно посмотреть в посте 244 по ссылке: https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... 9291#p9291
Часть 2
В качестве ответа на самый частый вопрос, который мне задают по макро и микросъёмке абразивов и результатов заточки, основываясь на своём опыте за несколько лет, сформулировал следующий ответ:
Самый простой вариант для масштабов от 2:1 до 12:1 -
1) камера под сменную оптику - зеркалка или БЗК кроп 1,5-1,6 (или стандарта микро 4:3) (фулл-фрейм можно, но там свои сложности и большинство доступных объективов с план-коррекцией не будут строить достаточно большое исправленное поле для покрытия такой матрицы)
2) байонетный переходник с конкретной камеры на систему м42
3) несколько наборов макроколец м42
4) переходник с м42 на микроскопную резьбу RMS
4) микроскопные объективы на конечную длину тубуса и с большими рабочими расстояниями - Ломо 3,7х0.11 (ахромат), Ломо 4,7х011 (ахромат) - это по сути другая версия 3,7х0.11, только под тубус не 160мм., а 190мм., Ломо План 3,5х0.10, Ломо План 9х0.20 (в т.ч. версия с апертурной диафрагмой, поляризационный, с буковкой "П" в маркировке), Ломо План 10х0.22 (в т.ч. люминисцентная версия с буковкой "Л" в маркировке).
Ссылки на некоторые из них:
http://lens-club.ru/lenses/item/c_10245.html
http://lens-club.ru/lenses/item/c_9738.html
http://lens-club.ru/lenses/item/c_4741.html
http://lens-club.ru/lenses/item/c_9290.html
С помощью макроколец выставляется длина "тубуса", близкая к рассчётной - физически, это примерно 147-155мм. от матрицы камеры до опорной поверхности переходника, куда вкручен микроскопный объектив.
Да, можно позволить себе делать длину тубуса чуть больше или чуть меньше расчётной и таким образом влиять на масштаб проекции на матрицу (грубо говоря, хотя это и некорректно - "на увеличение"), но в некоторых рамках - если слишком далеко отходить от расчётной длины тубуса, то в определённый момент рост аберраций станет критичным, разрешение и контраст сильно упадут.
Что получается при вышеуказанном раскладе - вот пример в посте 67 по ссылке:
http://www.myabrasive.ru/forum...&t=211&start=60
Для применения такой системы на микроскопе на конечный тубус (например, на Биолам, МББ-1А и пр. - вот хорошая ссылка, кстати, на описания разных микроскопов:
http://scopica.ru/proj/ ) потребуется установить наш "фототубус" для съёмки вместо монокуляра (бинокуляра и пр.). Для этого потребуется либо снять с монокуляра "ласточкин хвост", либо докупить его отдельно - бывают например тут:
http://micro-bu.ru/katalog/
И докупить адаптер м42-м42 "папа-папа", чтобы этот ласточкин хвост установить на наши макрокольца "тубуса" (разумеется, переходник с м42 на RMS в данном случае нам не потребуется - микроскопный объектив просто вкручивается в револьвер микроскопа обычным образом). После чего наш фототубус можно установить на микроскоп. Длину тубуса потребуется скорректировать так, чтобы соблюсти расстояние 147-155мм. (или, в случае объектива 4,7х0.11 под тубус 190мм. на ~185мм) от опорной поверхности револьвера микроскопа до матрицы камеры. Опять-таки, всё ранее сказанное про варьирование длины тубуса, справедливо и в данном случае.
Конечно, с момента первой итерации этой темы, появилось и много доступных китайских современных объективов на конечный тубус, в т.ч. копеечных и даже иногда вполне приличных, однако у меня нет обширной практики их тестирования, чтобы предлагать конкретные варианты. Многим удавалось "за цену как разок попить пивка" купить вполне приличный китайских объектив на конечный тубус, но также и немало народу получали то, что за такую сумму куда логичнее ожидать - т.е. нечто не сильно подходящее и адекватное. При том, что внешне многие из этих объективов могут вообще не отличаться - OEM-производство.
Более сложные варианты, применение на микроскопе и адаптация микрофотонасадок, а также вопросы по выбору камеры, с или без возможности управления ею с компьютера в реальном времени и пр. - я здесь озвучивать не буду, это уже детали и разговор долгий. Ограничусь упоминанием того, чем пользуюсь сам, из более сложного и дорогого:
Сейчас, я, правда, чаще применяю объективы на систему "бесконечность", требующие тубусную линзу. Вместо микроскопной тубусной линзы можно применять телеобъектив с фокусным расстоянием равным фокусному рассчётной тубусной линзы, или применять некоторые макронасадки хорошего качества (как минимум - это должна быть ахроматическая склейка, а не просто одно дешёвенькое китайское стекло с кучей неисправленных, ибо нечем, аберраций), либо специальные тубусные линзы.
Варьировать масштаб съёмки можно тоже, применяя ТЛ с иным фокусным расстоянием - чуть больше или, наоборот, меньше.
Вот в этих обзорах я описывал такие варианты - объективы планахроматы Никон CFI 4х0.10 с телевиком в качестве ТЛ (тубусной линзы) и 10х.025:
1) пост 95 отсюда:
http://www.myabrasive.ru/forum...&t=211&start=80
2)
пост 111 отсюда:
http://www.myabrasive.ru/forum...t=211&start=100
С макронасадкой Raynox реверсно в качестве ТЛ и телеконвертером:
пост 158:
http://www.myabrasive.ru/forum...t=211&start=140
Ещё невредно соорудить себе вот такой осветитель:
пост 142 отсюда:
http://www.myabrasive.ru/forum...t=211&start=140
или вот одна из его версий более функциональная - пост 71 по ссылке:
viewtopic.php?f=36&t=320&p=9908#p9908
В общем - это всё выдержки из этой темы:
http://www.myabrasive.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=211
Там же, есть обзоры с применением мЕньших масштабов съёмки, со спецобъективами, например.
Чтобы понимать в целом что и как, есть отличная статья, на мой взгляд наиболее ёмкая, по макро и микросъёмке, объясняющая основные принципы - вот ссылки на неё (она в трёх частях) - мне в своё время очень помогла разобраться:
https://medwar.livejournal.com/16668.html
https://medwar.livejournal.com/16933.html
https://medwar.livejournal.com/17365.html
В посте 41 по ссылке:
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... 0&start=40
пробы замены освещения через объектив с помощью параболического зеркала/отражателя - может пригодиться для съёмки и наблюдения некоторых объектов.
Нюансы, которые следует учесть при построении системы "бесконечность" для микрофотосъёмки.
Решил дописать данный пост ещё о компоновке для съёмки с микроскопными объективами на систему "бесконечность".
Итак - объективы на систему "бесконечность" обычно легко можно отличить от объективов, рассчитанных на конечный тубус, по маркировке.
В ней (для зарубежных), как правило, присутствует либо значок "бесконечности" - ∞ либо указание фокусного расстояния тубусной линзы - необходимого компонента для использования подобных объективов. Например: F=180, F=200 и т.д. На отечественных объективах и на некоторых старых зарубежных, будет указано фокусное расстояние самого объектива.
Фокусные расстояние тубусных линз (далее ТЛ) имеют несколько стандартов - самые распространённые, это 200мм., 180мм., 250мм. Есть и более короткие.
Что это означает практически: объектив, имеющий в маркировке и указание увеличения в кратах, даст именно его в случае применения с ним такой ТЛ, чьё фокусное расстояние соответствует расчётному для данного объектива. При применении ТЛ с фокусным расстоянием отличным от расчётного, масштаб изменится (вычисляется элементарно - фокусное расстояние ТЛ надо разделить на фокусное расстояние объектива), при том, что разрешающая способность _почти что_ останется той же. Почему "почти что" - потому что любой объектив рассчитан на построение поля изображения определённой площади, в т.ч. имеет заявленную коррекцию что геометрических, что хроматических и пр. аберраций для этого расчётного поля. И при изменении фокусного расстояния ТЛ, даже если у нас не меняется теоретически разрешающая способность объектива (числовая апертура его ведь остаётся прежней) - возможен прирост аберраций (правда, иногда, засчёт более высокого качества ТЛ с другим фокусным расстоянием и прочих факторов, мы можем наоборот, получить качество выше, чем с расчётной ТЛ), в т.ч. захват в наблюдаемую область НЕ расчётной, "остаточной" части поля изображения, где "что получится - то получится" - никому не ставилась задача, сделать область за пределами ТЗ вменяемой. Т.е. если там всё плохо, то не стоит спешить ругать разработчика и производителя.
Кроме того, важно иметь в виду, что как и у конечных систем, у объективов на систему бесконечность бывает разная компенсация ХРУ и ХРП. И если объектив в его расчётном применении на микроскопе предполагает использование компенсационных окуляров или иных компенсационных оптических элементов, то их отсутствие не приведёт ни к чему хорошему. Поэтому проблема выбора объектива для качественной фотосъёмки и в бесконечных системах стоит достаточно остро.
Но основным преимуществом таких систем является то, что во-первых можно использовать самые разные "вставки" между ТЛ и объективом без изменения масштаба изображения (светофильтры, осветители отражённого света и пр.), во-вторых - плоскопараллельные стёкла, добавленные в "бесконечную" секцию - т.е. между ТЛ и объективом, не будут добавлять сферических аберраций, а в-третьих - нет проблемы влиять на масштаб съёмки, используя ТЛ с разным фокусным расстоянием. Есть и другие преимущества.
При этом следует иметь в виду следующие закономерности:
1. "Правильной" схемой считается та, при которой ТЛ расположена от матрицы фотокамеры на таком расстоянии, на котором ТЛ сфокусирована в бесконечность (есть т.н. "гардинный тест" - народ фокусирует из одного конца комнаты ТЛ на шторы в другом конце - но это довольно странный и ущербный подход - кто так делает, обычно потом удивляется несовершенству полученной картинки при съёмке - какая это "бесконечность" для, по сути, телевика?) - целесообразно отрегулировать такое (т.е. "бесконечное") положение ТЛ относительно матрицы камеры, фокусируясь на действительно хорошо удалённых предметах - как пишут спецы на профильных зарубежных форумах: "несколько десятков ярдов будет достаточно" - например, на окнах далеко расположенного здания или, как некоторые предпочитают - ночью навести фокус на луну.
При такой схеме, дистанция от уже объектива до ТЛ - не имеет принципиального значения примерно до достижения ею около 100мм. или несколько больше. При этом, иногда несколько лучших результатов можно добиться подвинув объектив очень близко к ТЛ.
2. Отклонение ТЛ от положения фокусировки в бесконечность иногда может дать результаты как хуже, так и лучше, но тут надо брать в расчёт то, что и дистанция между объективом и ТЛ начинает играть бОльшую роль. И, к примеру, ранее работавшая прекрасно система, может при выводе ТЛ из фокусировки на бесконечность, давать виньетирование, прирост ХА и геометрических искажений и вообще полный букет неприятностей. Но бывает и наоборот - исследованиям этих аспектов посвящено много тестов и обзоров, с которыми целесообразно ознакомиться. Большинство из них можно найти на ресурсе https://www.photomacrography.net/forum/ ... 171c1c9ef4
3. Ещё одним важным аспектом следует считать диаметр тубусной линзы и диаметр тубуса, а также его внутреннее покрытие. Часто встречающаяся проблема нежелательной засветки и невозможности полностью реализовать разрешающую способность объектива, связана с недостатками освещения, к которым относится и несовершенство осветительной системы и её настроек, и проблема паразитной засветки и переотражений в самой оптической системе, в т.ч. плохое чернение переходников и тубуса, которые тем заметнее, чем тубус уже. Поэтому, обычно тубус строят на основе системы м42 - макроколец или макромеха м42 - более узкие тубусы часто грешат проблемой переотражений и засветки. Кроме того, если проблема с "дымкой", мутью от нежелательной засветки присутствует - то винить часто стоит плохое чернение внутренностей нашего фототубуса - т.е. и макроколец и переходников и так далее. Иногда это будет и претензия к чернению оправы объектива и его "внутренностей". Но если с последним бороться часто не получится, то с фототубусом и переходниками это реально и полезно. Многие используют аэрозольные или наносимые вручную матовые чёрные краски. Например, я использовал при ремонте и переделке осветителя отражённого света акриловую краску для сборных моделей Tamiya XF-1 Flat Black - довольно хорошо чернит. Также используют и вставки в фототубус всяких матовых чёрных материалов - представление о них можно составить, воспользовавшись поиском на том же ресурсе: https://www.photomacrography.net/forum/ ... 171c1c9ef4
4. В качестве тубусных линз часто используются ахроматические склейки и более сложные оптические системы, состоящие из бОльшего количества элементов, в т.ч. вовсе не рассчитанные изначально на работу в качестве ТЛ - например, многие макронасадки, как в виде ахроматических склеек, так и более сложные (например, Raynox DCR-125, DCR-150, 5320PRO). Многие используют в качестве ТЛ телеобъективы с подходящими фокусными расстояниями. Причём, практика показывает, что предпочтительнее оказываются телевики с фиксированным фокусным расстоянием, а не зум-объективы. Последние чаще склонны обеспечить нежелательное виньетирование и бОльшие аберрации, что особенно становится заметно на Фулл-Фрейме. Хотя, примеров проблем с зум-объективами хватает и при применении кропнутых матриц.
5. Кроп-фактор оказывается довольно важен, так как подавляющее большинство пригодных для фотосъёмки микроскопных объективов с исправленной кривизной поля (т.е. планахроматов, план-полуапохроматов и планапохроматов) строят исправленное расчётное поле иногда совсем малое - 18мм. Иногда несколько больше - 20-22мм. Некоторые объективы, с заявленным исправленным полем 22мм. даже довольно неплохи по краям кадра при использовании матриц кроп 1,5. Но, конечно, целесообразно выбирать широкопольные объективы (с заявленным исправленным полем около 24-26мм.) с хорошо исправленными аберрациями, способные без сколько-нибудь заметного снижения качества к углам кадра, покрыть такую матрицу целиком. Некоторые из них достаточно качественны, чтобы покрыть без заметных проблем с краями кадра и полнокадровые матрицы и даже больше, при условии удачного подбора ТЛ.
Но таких объективов сравнительно немного и они дороги. Т.е. при желании использовать полнокадровую камеру, неизбежно столкнёмся с существенно меньшими возможностями по выбору доступной микроскопной оптики. Не говоря уже о том, чтобы использовать сенсоры бОльшего физического размера.
Т.е. при выборе стандарта камеры, важно это учитывать. А также обратить внимание на доступные ТЛ и на очень важный аспект реализации разрешающей способности объектива - прикинуть необходимый размер пикселя матрицы, который бы удовлетворял возможностям наиболее широко вами используемых микроскопных объективов. Подробно и достаточно исчерпывающе по этому поводу можно прочитать в данной теме:
https://www.myabrasive.ru/forum/viewtop ... f=36&t=584