http://zatochiklinok.ru/1-2/na...rkanzas/washita
Особенности заточки на вашитах:
Ответ на частый вопрос об определении сорта вашит:
"Наличие рыжих прожилок (не путать со следами масла) не обозначает сортовую принадлежность к именно Рози. Такие встречаются и на атрибутированных Лили Вайт, и на "Number 1" и на куче безымянных, разумеется.
Если нет этикетки или короба с этикеткой, с высокой вероятностью "родного", то отнести к какому-то конкретному сорту вашиту можно разве что найдя практически идентичную по ключевым параметрам, имеющую чёткую атрибуцию.
И то - это всё вообще очень относительно, так как до сих пор непонятен толком подход производителя в разные годы к назначению сортов добываемым камням - часто возникает впечатление, что они назначались больше "для плану" и "ровного счёта", а не по реальным отличиям. Тех же Лили, из тех что через меня прошли атрибутированные, я бы назвал как минимум три выраженных разных типа - и по структурным особенностям и в работе их. И это в рамках +- одного довольно узкого отрезка времени добычи (по сравнению с длительностью общего периода добычи этих камней промышленным образом, что началось в 1824 году, если я правильно помню), скажем на протяжении 20-ти лет. Если же брать с бОльшим разбросом - то систематизация вовсе не хочет складываться.
Но это и не столь важно, так как этикетка, говорящая о любом сорте, не гарантирует что вашита будет чем-то лучше в работе, нежели другая, определённая производителем как сорт, считающийся и являющийся менее редким.
Так что по сути, этикетка не играет роли для выбора камня для работы.
Но, безусловно, является приятным (или неприятным - смотря по тому, продаёте или покупаете) дополнением к стоимости камня, "котировке" его на рынке, или если Вам важна коллекционная составляющая.
Критерий же выбора экезмпляра(ов) для работы - исключительно практика таковой.
Если её пока что нет и это первый подобный камень - то просто стоит обращать внимание на наиболее однородные экземпляры, о чём нередко могут что-то сказать даже и пятна масла, особенно на более-менее почищенных или не сильно угвазданных вашитах - т.е. конечно, годами не чистившаяся корка масла ничего не скажет ни о чём, но на камне в приличном состоянии, однородность замасленности может говорить и о большей однородности экземпляра по структуре и плотности. Хотя тоже есть исключения, и сильно "пятнистые", местами пролившиеся маслом насквозь вашиты, оказываются иногда чудесными в работе и кромкой такие места с лучшей впитываемостью, никак не ощущаются более рыхлыми или грубыми - всяко бывает.
Ещё лучше, если обратиться к продавцам уже тут, в России, из тех, через чьи руки проходит немало таких камней, и кто разбирается в заточке и камни пробует - можно попросить подобрать под Ваши задачи - поплотнее, порыхлее, погрубее, потоньше, спросить какая притирка конкретному экземпляру больше подходит и под какой инструмент - ножи или столярный, например."
Тема о вашитах на ганзе:
https://forum.guns.ru/forummessage/224/1588784.htm
Обзоры о вашитах:
Получил я на пробы необычную вашиту от almedic - очень плотную и с непривычным окрасом:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/45537/14043766.1d/0_148dd9_9a6f1fc0_XL.jpg)
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/54306/14043766.1d/0_148dda_85c301a_XL.jpg)
Сделал макрофото участка рядом с красноватой прожилкой и рядом с тёмной, почти чёрной. Макро 8:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/38765/14043766.1d/0_148ddb_7b60b4d5_XL.jpg)
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/56099/14043766.1d/0_148ddc_f240b9a_XL.jpg)
Опробовал её на стамеске, взяв сначала олеиновую кислоту. Странно, но оказался редкий случай, когда с олеинкой мне не понравилось - стамеска слишком сильно прилипает к камню, настолько, что её трудно сдвинуть, при обработке спинки. Сначала подумал, что мало олеинки и добавил заведомо чрезмерно:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/49649/14043766.1d/0_148ddd_5fc99cb_XL.jpg)
Ерунда - лучше практически не стало, а вот мешать начало. Такое ощущение, что шлам мгновенно "усаживается" в камень и тормозит работу.
Стёр большую часть олеинки и разбавил её эфирным гвоздичным маслом - совсем другое дело! Из камня тут же "поднялся" шлам, был убран и пошла работа! Хорошее, информативное скольжение, снимает активно и чистенько. Пройдясь по всей фаске, выполнил вторую, доработал до заусенца, убрал его, помыл камень, дал обсохнуть и теперь уже нанёс минимальное количество эфирного масла - работа сразу чище и точнее, заусеночка очень однородная и тоненькая. Чистота обработки выросла:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/32234/14043766.1d/0_148dde_a2daa49e_XL.jpg)
Поработал ещё чуть, убрал заусенку, получилась прямо-таки образцовая кромка - острота есть, прорезов кромки нет, заусеночка нет. Прямо любо-дорого поглядеть. Макро 8:1, стэкинг, кроп, 2мм. по горизонтали:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/29408/14043766.1d/0_148ddf_dc07931f_XL.jpg)
Сработала вашита очень похоже на мою (я так понимаю, тоже нетипичную по плотности и тонкости работы) Рози Рэд или как старинный грубоватый "атипичный" арканзас в грубоватой притирке. Скорость при том высокая - "вашитная", очень мне камень понравился. Единственный нюанс - показалось, что участки с тёмными прожилками, чуть рыхлее и там фаска обрабатывается чуть грубее и интенсивнее. Но, я думаю, что это можно нивелировать, чуть поиграв с притиркой поверхности камня.
Попробовал я эту вашиту с суспензией cambrian green:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/50061/14043766.1e/0_14989a_381e8f2f_XL.jpg)
На той стороне, что поглаже. Такое ощущение, что суспензия измельчалась уже в процессе натирания, и явно она смягчила работу камня, частично "сев" в его шероховатость.
Вообще, тактильно мне понравилось, а в качестве подопытного, выполнил правку
трамонтины сенчури. Вообще, большинство вашит грызёт её слишком агрессивно, даже на финиш под работы по мясу, грубовато, на мой вкус. Потому на ней и проверил - удалось сделать довольно аккуратно и чисто, под конец, когда суспензия стала подсыхать, чуть её разбавил, и тут уже работа прибавила в агрессии, хоть я и старался компенсировать это минимальным давлением. Вышло вот так - правка с повышением угла, и видно, где более гладкая полоска - то работа с суспензией сначала, а характер поверхности, выходящий на кромку - это уже на разбавленной. Макро, кроп, 2мм. по горизонтали:
![Изображение](http://img-fotki.yandex.ru/get/96932/14043766.1e/0_14989b_270b005_XL.jpg)
Далее направка на чистой коже, наклеенной на бланк, волос застругивается, кромка довольно агрессивна в резе.
Что касается выглаживания вашиты - конечно, за период работы на одной порции суспензии, а у меня это обычно около 3-4 минут, ярко эффект не проявился, однако, если под углом посмотреть на свет, то заметно, что "по вершинкам" рабочей поверхности камня уже появилась лёгкая глянцеватость.
В общем, с этой суспензией мне понравилось вполне.