Притиры

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Притиры

Сообщение oldTor » 07 мар 2021, 22:13 #61

Продолжил пробы. Сделал другую поверхность притиру - "пришабрил" бруском Гриталон М40 СТ1 по сторонам и диагоналям, чтобы сымитировать "канавки" для отвода шлама и "хранения ПАВ", а по вершинкам полученного рельефа сгладил твёрдым блэк-хард арканзасом Нортон-Пайк.
Сделал два снимка поверхности с разным положением осветителя для лучшего понимания результата - масштаб идентичен:
Изображение
Изображение

Попробовал поработать с Luxor 1мкм. По бритве вышла полная хрень - мало того, что тактильный отклик ухудшился, так ещё и на фаске беспредел, включая шаржирование, хотя кромку сделать нормальной мне удалось:

Изображение

Кстати, давно собирался показать, сделал снимок _не отмытой_фаски_ - видна плёнка окислов с радужной окраской (это уайт-спирит с олеинкой постарались - характерно выглядит) а ближе к РК как бы "пузырьки" - это так собирается какая-то часть олеиновой кислоты:

Изображение

Ну и конечно, под таким слоем ПАВ и с плёнкой окислов, безобразие не так заметно. Поэтому очень важно при работе всегда тщательно протирать клинок для оперативного оптического контроля, причём удалить олеинку "насухую" не выйдет - нужно что-то, смоченное в бензине (для зажигалок, например) или в чистом уайт-спирите, а потом уже вытереть насухо. Если для фото, то микрофибровой салфеткой - она не оставляет ворсинок практически.

Я подумал, что делать дальше, и пока ещё притир в таком виде, опробовал его с Luxor 6.5мкм. А вот с этой фракцией вышло хорошо. Правда, я не снимал, но при случае снимки сделаю. В общем - шаржировалось как следует, работа весьма однородная, производительность бешеная. До реза волоса после ТБ - легко. Одно "но" - шероховатость фаски грубовата, грубее чем при работе на стекле и работа более жёсткая. Ну да ладно. Пока что надо было вернуться к зерну 1мкм. Я перепритёр чугун бруском Гриталон М10 СТ3 и далее "пришабрил" его поверхность ребром того же арканзаса и затем уже его рабочей плоскостью (с маслом) слегка сгладил поверхность. Вышло вот так (масштаб идентичен снимкам притира в этом посте ранее):

Изображение

Занятно вышло - если в первом случае "островки" между грубых рисок вышли более гладкими, и "дыры" в них сильно позатирались, то тут - нет. Но зато поверхность в целом вышла более однородной.
Опять взял Luxor 1мкм. - ну что, уже намного лучше:

Изображение

Я бы даже сказал - вполне прилично (на уровне многих тонких искусственных брусков с зерном под 8.000-12.000 JIS, кроме Суэхиро G8 - он по этой бритве работал тоньше, а у него "всего" 8000JIS, но он в принципе по тонкости и однородности работы уделывает большинство и более "высокогритных" синтетиков).

Причём, поверхность просто аццки блестит, но - между довольно широких и глубоких рисок - это намного грубее, чем на стекле то же зерно и менее однородно. Но, кромку, опять-таки удалось получить приличную, а фаски тоже стали намного лучше. Но это не работа, которую ожидаешь от 1мкм. зерна. Хотя такой вариант я считаю, достоин быть рабочим. Тем более, ситуация станет лучше, если обрабатывать более твёрдые и сложные по составу стали и с большим углом заточки. Но - при необходимости, даже на бритве таким манером, выходит, можно получить вполне пристойный результат. Только опять-таки - надо раньше остановиться, а то кромка чрезмерно гладкая.

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 07 мар 2021, 22:39 #62

oldTor писал(а):Источник цитаты Luxor 6.5мкм. ... работа весьма однородная, производительность бешеная. До реза волоса после ТБ - легко. Одно "но" - шероховатость фаски грубовата, грубее чем при работе на стекле и работа более жёсткая.

странно. У меня на стекле наоборот.. надо подумать..

В первый раз с Luxor 1mkm. - уверен, что от притирки ничего не застряло?
свой под микроскопом смотрел - ничего не узрел, но на линейке явно риски были после притирки на КК.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Притиры

Сообщение oldTor » 07 мар 2021, 22:51 #63

У тебя либо стекло слишком тонко притёрлось или уже выгладилось чрезмерно, либо много пасты берёшь - у меня именно в таких ситуациях на стекле было, как у тебя. Попробуй брать ещё меньше. Ну и потом - я с олеинкой работаю - она даёт "плотно натянутую" плёночку более тонкую чем масло и главное - и с ней и с маслом - если взял много, то потом убрать лишек не выйдет так эффективно, как если сразу взять необходимый минимум. И это очень важный момент.
За минимум я принимаю такое количество, которое подушечкой пальца размазать по всей площади - невозможно. Только курантом.

Думаю, что если и застряло, то единично и меньше, чем в прошлую подготовку притира - я очень старался. Но абсолютно уверенным быть не могу, конечно.

vovchiklj
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Притиры

Сообщение vovchiklj » 07 мар 2021, 23:11 #64

Ярослав, у меня вопрос по шлифу(где пластины графита хорошо видны), одному из первых , что ты выкладывал. Это твой рубанок или это Алексея, с которым сейчас работаешь?

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 07 мар 2021, 23:29 #65

Спасибо. Вспомнил, что стекло притирал очень давно и не помню, как использовал. Может даже не кондиционировал.
Так что нужно просто сделать чистовую пробу, отказавшись от пред. результата.
Пока следовал за "намажу побольше - потом удалю до почти не мажущего слоя", потому как это проще и быстрее, а результат максимальный пока не важен.
Но попробую и новую схему.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Притиры

Сообщение oldTor » 07 мар 2021, 23:58 #66

vovchiklj писал(а):Источник цитаты Ярослав, у меня вопрос по шлифу(где пластины графита хорошо видны), одному из первых , что ты выкладывал. Это твой рубанок или это Алексея, с которым сейчас работаешь?


Старый шлиф - мой рубанок, который просто рубанок. А притир у меня от Алексея, через Олега. Его шлиф я не делал, но, похоже он по равномернее по размеру включений и их расположению, хотя они и довольно крупные..

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 09 мар 2021, 14:22 #67

получил свои подшипники.
Большой оказался не с высотой 24мм., а со внутренним диаметром 25мм. Высота у него 9мм. + фаски сняты, так что он всего на пару мм. шире мелкого за 50р.
Впрочем, если уж у них к картинке поверочной гранитной плиты идет описание "чугунная притирочная"...
Так что я пока на недельку отложу притирные изыскания, пока радость не стихнет.

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 09 мар 2021, 15:57 #68

хум. Взял мелкий подшипник (ISB 607-2RS ISB 613500520 - диаметр 19мм., высота 6мм. - http://vseinstrumenti.ru/catalog/product/1154976/), пасту АСМ 40\28, чугунок от рубанка.
Сильно давить не стал - кило, наверное, где-то. Туда-сюда, повернул на 90 градусов, еще повозюкал.
Протер салфеткой, надеясь, что это не тоже самое, что и удаление внедренки при помощи торца бинта с венской известью.
Помыл с мылом пару раз - поверхность еще жирная.
Визуально - ничерта нет. По линейке стальной - единичные попытки грызть есть, но сразу же вываливается.

Вторая проба - насадил на карандаш и уже давил, как мог. + чтобы вдруг не раскачивать зерно - только одно направление.
Теперь уже что-то есть, искры от алмаза явно видны.
Может и хорошо, что внутренний диаметр у второго велик, в высота мала: можно будет больший диаметр ручки вставить + площадь сильно меньше, чем у запланированного на 24 мм. высотой -- так что и нажим можно будет делать меньше..
Пока раздулся обратно в общем.

Устойчивости у подшипника вполне хватает.

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 09 мар 2021, 16:21 #69

Изображение Изображение
Изображение
Не выглядит идеальным. Попробовал на косячке в щадящем режиме (легкий нажим, нет акцента на РК, грани сглажены) - не сыплется, жрет.
Еще немного подумаю и пойду хапать доп. притирчики.

Из текущих вопросов осталось:
1.Изопарафины\керосин высокой очистки без запаха.
2.Избавление от внедренки.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Притиры

Сообщение oldTor » 09 мар 2021, 18:03 #70

Распределение зерна довольно равномерное вышло - клёво!

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Притиры

Сообщение oldTor » 09 мар 2021, 18:28 #71

Продолжил пробы пока с тонким зерном и бритвой. Чтобы убедиться, что ничего постороннего в притире нет, довольно долго и тщательно ещё прирабатывал его керамикой и арканзасом. Взял зерно Luxor 0,5мкм.
Удалось улучшить результаты и Luxor 1мкм. и субмикронного оксида хрома - вот теперь похоже уже на то, что хочется получать от зерна 0,5 или 1мкм.
Что касаемо притира - его поверхность меняется, прирабатывается, причём заглаживаются и многие крупные дыры от графита (но не все) и вскрываются очень мелкие, вполне адекватные для того, чтобы в них шаржировалось тонкое зерно - в общем приработка вот такая и шлифовка, как если делать шлиф - дают (резонно) абсолютно разные поверхности. Я уже уверен, что обломков зёрен от притирки тут и в помине не осталось, ибо снял я с него немало - "топография" даже крупных каверн уже пару раз сменилась. Попутно (и это в работе заметно) графит постепенно "выбирается" и в т.ч. тоже смазывает рабочую поверхность в процессе работы на ней - попробовал сделать снимок её прямо после работы - не мытую, просто тщательно вытертую - видны как бы "в синеву" участки - это размазавшийся графит. Жаль только, что на сальной поверхности никак не удаётся сфокусироваться достаточно резко, но в целом всё понятно:
Изображение

Остаётся вопрос - откуда царапки? Но на него я ответ вижу в том, что удалось увидеть на микрофото результата - если открыть в оригинальном размере (это доступно по клику, перейдя по, опять же, клику, на фотохостинг), то правее ближе к РК будет заметна проявка структуры стали слегка, а ближе к центру есть лунки от выпавших карбидов. Чуть левее центра снимка есть две вертикальных риски, внутри которых как будто горошины в стручке, несколько "зёрнышек" - это характерная картина раскрошившегося карбида, чьи обломки "поползли" в матрице. Ну а косые риски правее - уже явно от притира. В общем, по совокупности этих и прочих факторов и наблюдений, я склонен полагать, что паразитные царапины в данном случае (и в какой-то мере в предыдущих пробах) - следствие того, что при очень тонкой обработке рано или поздно сколько-то карбидов обнажается, они оставляют царапины на самом притире, могут вывалиться и застрять в нём, поцарапать фаски и РК. Несмотря на плёнку ПАВ.
Да, всё могло быть и хуже, но я ещё предварительно сгладил чуть переход между полотном и фаской - когда там острое ребро, оно само способно сажать задиры на чугун, а поскольку на нём ещё и были каверны от питтинговой коррозии - это тем более опасно. Сегодня я и этот фактор исключил.
В целом, результат я считаю удовлетворительным - вышло очень тонко и гладко, для невооружённого взгляда всё безупречно, в микроскоп МПБ-2 - тоже или, скажем, на "99%". Только уже при микросъёмке видны "не идеальности", и то, мне пришлось серьёзно попотеть, пока удалось выставить свет так, чтобы всё это было как следует видно, так как "зеркало" снимать очень трудно информативно и всё-таки пришлось чуть отклонить фаску от плоскости кадра:
Изображение

В общем я убедился, что при достаточно тонкой и тщательной подготовке чугунного притира даже и не из оптимального по структуре чугуна, можно вполне успешно и адекватно этапу, работать на субмикронном зерне.

Набрав опыта, полагаю, удастся подобрать режим работы, кол-во ПАВ и время "переходов" на этап, технику работы, обеспечивающие и более чистый результат.

vovchiklj
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Притиры

Сообщение vovchiklj » 09 мар 2021, 21:43 #72

Ярослав, наверно пора остановится)))
Из рубанка все что можно ты вытянул.
Дальше продолжать тебе бы другие материалы подыскать.
Рубанки делают из чугуна, лишь бы лился хорошо и форму держал. А есть детали которые должны по умолчанию большую нагрузку держать. Как вариант это детали автопрома - в корзине сцепления есть диск из чугуна и тормозные диски. Четкой информации нет, но выборочно читал местами, что тоже из серого чугуна делаются.
Я себе вытащил один такой диск от сцепления, как нибудь сделаю фото как до гаража доберусь...

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Притиры

Сообщение LyapaDara » 09 мар 2021, 21:47 #73

Хм, у меня тоже есть парочка корзин б/у-шных. Но их так использовать не будешь, плоскости нет. Только через шлифовку. Надо озаботиться.

vovchiklj
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Притиры

Сообщение vovchiklj » 09 мар 2021, 22:02 #74

LyapaDara писал(а):Источник цитаты
... Только через шлифовку. Надо озаботиться.

Алексей, не поверишь, я ее из помойки автосервиса забрал б/у и шабрил вручную)))
Можно не шлифовку а токаря нормального.
Но если вдруг надумаешь посылать кому, его бы под увеличением посмотреть. Я хоть и написал выше, но чисто умозрительно. Могу ошибаться.

Аватара пользователя
LyapaDara
Сообщения: 1114
Зарегистрирован: 12 июн 2015, 20:53
Контактная информация:

Притиры

Сообщение LyapaDara » 09 мар 2021, 22:13 #75

Ну в машине есть ещё передние тормозные диски. Они тоже из чугуна делаются, только х.з. из какого. Но у них площадь больше, чем у диска из корзинки сцепления.

vovchiklj
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 31 окт 2015, 00:26
Контактная информация:

Притиры

Сообщение vovchiklj » 09 мар 2021, 22:25 #76

LyapaDara писал(а):Источник цитаты Ну в машине есть ещё передние тормозные диски. Они тоже из чугуна делаются, только х.з. из какого. Но у них площадь больше, чем у диска из корзинки сцепления.

Могу только предполагать, что диски из сцепления , что тормозные - из одного материала. Но не уверен.
Но немного полазил и вот что нашел. Как бы не знаю, что и думать...


IMG_20210309_210918.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
oldTor
Сообщения: 1508
Зарегистрирован: 08 сен 2015, 13:28
Контактная информация:

Притиры

Сообщение oldTor » 10 мар 2021, 01:24 #77

vovchiklj писал(а):Источник цитаты Ярослав, наверно пора остановится)))
Из рубанка все что можно ты вытянул.
Дальше продолжать тебе бы другие материалы подыскать.
..


Спасибо!
На таком зерне, пожалуй.. Теперь возьмусь за более крупное) Постепенно, я думаю, выберется, на каком этот притирчик будет наиболее удачно работать.
Ну а так-то да, надо подумать над другими вариантами чугунов в т.ч. ...

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 14 мар 2021, 22:55 #78

Зачем притиры, если есть остальное?



Дмитрич (src):
При работе с притирами, у Вас все под контролем и в первую очередь стойкость геометрии и отсутствие неровностей поверхности притира, тогда как водники достаточно быстро теряют геометрию уже с самого начала доводки - на них КМД не доведешь, как ни старайся.
Керамики держат геометрию, но ограничены в зернистости, тогда как на притирах я могу получить нужную мне зернистость в большом диапазоне и для данного обрабатываемого материала.
Никогда не призывал переходить на притиры для доводки РК клинков и считаю, что правильное использование водников и керамиков вполне достаточно для получения качественной РК.

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 14 мар 2021, 22:55 #79

Стеклянный притир



Дмитрич (src):
На стекле для доводки бритв не применяю крупное зерно.
Для заточки иногда со стеарином и бензином применяю порошки электрокорунда и алмаза 2/1, но только для заточки для ускорения выведениея геометрии.
Доводку бритвы веду на стекле прокаленным глиноземом или окисью хрома - слой тонкий и прозрачный.
Стекло стеклу рознь. Не полированное стекло имеет на поверхности слой микротрещин идущих вглубь на микроны в них и удерживаются порошки окиси хрома и прокаленного глинозема. Полированное стекло не имеет микротрещин это тоже надо учитывать.
Во всех книгах по доводке стеклянный притир рекомендуют применять с окисью хрома и не крупнее.
Почитайте в этих книгах помимо Оснаса
Честнов А.Л. Технология изготовления измерительных инструментов...
http://www.chipmaker.ru/files/file/4876/
Мовчин В.Н. Технология производства измерительных инструментов и приборов
https://www.chipmaker.ru/files/file/5683/


Mikhail_Art, Вы абсолютно правы. Мной был описан метод заточки бритв посредством стеклянного притира и микронной алмазной пасты.
Об этом писал еще на Найфе.
Дело в том, что даже микронные зерна алмаза позволяют быстро сформировать нужную геометрию и применять их можно на стеклянном притире, потому как при таком размере зерна преобладает пластическое течение, а стекло позволяет получить четкую геометрию - не крошится и не сыпется. Можно и стальные и чугунные притиры пользовать, но мне показалось, что стекло проще достать с ровной поверхностью сразу, без дополнительной обработки.
Речь шла только о тонких алмазных зернах не более 1 или 2х микронах размером, - несколько слабых мазков стеарина и несколько капель суспензии из бензина и алмазного порошка, растереть опаленным фетровым тампоном.
Никаких эмульсий на стекле не должно бать, только тонкая прозрачная пленка из стеарина с абразивом.
Уважаемые коллеги, возможно этого и достаточно для доводки бритв, но какая-то привычка, или что-то не познанное заставляло меня после стеклянного притира все равно переходить на сланцы для окончательной доводки бритв.
Повторю еще раз - стеклянный притир с микронным зерном алмаза применял только для бритв и в основном для предобработке.
Причиной работы на стеклянном притире являлось стремление к получению четкой геометрии бритвы. Сейчас много хороших камней, которые позволяют получить четкую геометрию и это ушло в прошлое.
Иногда выполняю этим методом доводочный подвод на клинке ножа - зависит от стали, применяя крыши и небольшие полоски стекла.
С большим к Вам уважением, Дмитрич. (src)

"Тот, кто стремится к быстрому успеху не приходит к цели." Конфуций (551-479 до н.э.)..

Botanic
Сообщения: 2750
Зарегистрирован: 02 июл 2015, 01:36
Контактная информация:

Притиры

Сообщение Botanic » 14 мар 2021, 22:55 #80

Чугун и мелкое зерно



Северная Артель 04-04-2014 21:06
quote: А что с чугуном мелкозернистые плохо работают?
Женя, приветствую! Мы работаем чугуном до 14/10, дальше наклеиваем малярный скотч и шлифуем до 3/2.
Потом сверху кладем продольный сатин, на такую поверхность сделать это не трудно будет.
Вообще конечно можно и чугуном шлифовать пастами 7/5 и 3/2, но получается с пятнами и неровностями.

[...информация неполная ..]


Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя