В ходе кое-каких экспериментов, обратился к вышеупомянутой алмазной плёнке 0,5мкм.
Всё получилось, но область применения была нетривиальная.
У меня подсела одна опасная бритва - старинная "англичанка", довольно твёрдая.
Хотя то, что у неё на кромке, ещё пока почти что начисто выправлялось на чистом ремне из лошадки, захотелось её слегка поправить, и заодно, кое-что опробовать.
Несколько месяцев назад бритва была заточена необычным образом - после тонкой заточки на Charnley Forest, далее не выполнялась доводка, а делался финиш на офисной бумаге, положенной на стеклянный притир, в которую было втёрто электрокорундовое зерно в виде пасты Luxor 1мкм.
На данный момент, уже подуставшая кромка, хотя и продолжала хорошо проходить тест на рез волоса на весу, но свежесть первоначальной заточки, комфортность и чистота бритья - уже снизились. Некоторые, правда, считают, что можно один раз заточить бритву и потом всю дорогу просто елозить ею по пастированному ремню, и наверное, кто-то просто не замечает, как постепенно комфорт и чистота бритья уходят. Моя кожа, к сожалению, таких штучек не прощает, потому я предпочитаю лишний раз бритву освежить своевременно.
Выглядела бритва перед правкой вот так (все фото кликабельны):
Я попробовал чуть поправить её снова на офисной бумаге с Luxor 1мкм., причём взял тот же листик, уже поработавший - он так и лежал вместе с притиром у меня.
Конечно, такая правка не сильно лучше ремня с пастой, потому как и офисная бумага, даже положенная на стекло, обладает вполне достаточной мягкостью, чтобы валить геометрию и даже саму кромку. Если сделать всё очень аккуратно и дозированно, этого можно избежать, равно как и вытягивания микрозаусенки (а ведь некоторые до сих пор считают, что такое действо наоборот - заусенку удаляет. Крупную - иногда да, но микрозаусенку это может только усугубить, либо наглухо завалить кромку, поэтому никаких заусенцев и оверхонинга на кромке к моменту использования эластичных носителей абразива - быть не должно, если, конечно, человек собирается обслужить инструмент качественно).
Мне не казалось, что кромка получится хорошей, всё-таки она устала и её надо бы освежать более мощно, но попробовать-то можно.. Осторожно и дозированно я поправил РК, но тут, пожалуй впервые, произошло нечто странное - я ещё не сталкивался с ситуацией, когда клинок из твёрдой стали, начинает.... засоряться зерном из мягкого носителя! Вот как это выглядело:
То, что кромка ожидаемо стала избыточно гладкой для комфортного бритья - это понятно, я в общем, убедился ещё раз в том, что при подобном характере усталости кромки, правка чисто на эластичном абразиве и всё - путь к бритью не лучшего качества. Но вот застревание зерна из мягкого носителя меня очень удивило. Можно заметить, что при том самая прикромочная зона от этого свободна, а вот дальше, где риски от чарнли фореста оставались на фаске недовыведенными - вот в них и стало застревать. Я не сильно разобрался в том, как всё это произошло, но есть предположения о следующих основных факторах:
1. в более гладкой поверхности фасок у самой кромки, зацепляться зерну было не за что и оно просто утапливалось в бумагу.
2. но при движении достаточно гладкой поверхности по даже эластичному носителю абразива, "внезапно" оказавшиеся на пути зёрен недовыведенные риски на фасках сумели увлечь зерно за собой, и уже тащили его по бумаге - постепенно, эта нагрузка, длившаяся как минимум один проход, и привела к тому, что зёрна в этих неровностях как следует застряли. Дальнейшие проходы не только не избавили фаску от них, но, видимо, загнали их ещё глубже.
В общем, надо было с этим что-то делать, и я как раз решил попробовать алмазную плёнку 0,5мкм. Опытные люди спросят, каким образом я собрался более мелким зерном удалять более крупное, ибо это, как правило, не получается. Ответ таков: полагал, что она справится, потому как не будет работать тоньше, чем бумага с люксор 1мкм., а совсем наоборот, в силу:
1. большей плотности и твёрдости и меньшей толщины
2. наличия достаточно жёсткой (по сравнению с бумагой-то) связки
3. высокой концентрации абразива и распределения его такого, при котором на поверхности присутствуют "островки", составленные целыми группами зёрен, между которыми есть углубления - т.е. поверхность "дышит" как бы, отвод шлама возможен, работа должна быть грубее, чем 1мкм. электрокорунд в бумаге.
Но всё вышло не совсем так. Я не ошибся в том, что работать алмаз 0,5 будет грубее электрокорунда 1мкм., в силу вышеозвученных причин.
Однако, всё равно это всё-таки тоже эластичная плёнка, и даже то, что я на ней работал с капелькой очень текучего масла, которым и чистил её заодно от шлама (использовал масло Total LUBRILAM S 23 L) - начисто от зёрен электрокорунда я фаски не избавил.
В общем, пришлось для этого прибегнуть к более "тяжёлой артиллерии" в виде чугунного притира с эльборовым зерном 2/1мкм. И тут случилась ещё одна неприятность - электрокорунд я удалил быстро, но допустил ошибку и пока отвлёкся на выполнение техбарьера (кромку-то всё равно надо было подровнять и удалить усталый краешек), масло, вышеуказанное, с которым работал на притире - уже почти полностью испарилось (не мудрено, в такую-то жарищу). Я сделал контрольно ещё по паре проходов на притире и случилось то самое адгезивное "схватывание" - фаски, местами, при проходе, "залипали" на чугуне.
Это привело к тому, что клинок моментально выхватил несколько зёрен эльбора из чугуна(
Выглядело это так (кромка тут после техбарьера, и пара эти неудачные проходы по чугуну ещё не успели её снова заострить):
В общем - ещё раз наглядный урок того, что "не работайте насухую - это никогда не оптимум в ручной заточке!" Страдает либо инструмент затачиваемый, либо инструмент абразивный, либо и то и другое, и если не сразу, но рано или поздно от этого страдает и заточник, которому надо чаще тратить время на обслуживание абразива - многие из них от работы насухую намного быстрее деградируют и требуют освежения. В случае чугуна, если даже и работаем без масла - всегда есть графит, который выделяется в процессе работы и служит сухой смазкой. Но это не значит, что всё можно пустить на самотёк - при таком раскладе надобно убедиться, что он равномерно распределён по рабочей поверхности, иначе адгезионное схватывание более чем вероятно всё равно.
Я уже подустал и возвращаться на чугун по-новой не хотелось, решил нагрузить побольше алмазную плёнку - лишний раз ещё почистил её этим текучим минеральным маслом, бритву тоже, добавил на плёнку свежего масла побольше (кстати, к стеклянному притиру я её никак не крепил - достаточно было её на него положить и по ней несколько раз провести салфеткой с каплей масла, чтобы появилась статика и "приклеила" плёнку к стеклу очень равномерно и надёжно) и приступил к работе.
Главное при подобном подходе к окончательной обработке бритвы на эластичном, положенном на твёрдое освнование, это разумно комбинировать работу "на зерно" и "от зерна". И на бумаге с Luxor, и на алмазной плёнке или на чём ещё. Потому как если мы желаем сделать тонкий, но комфортный в бритье финиш и не создать оверхонинг (избыточное утончение стали до значений, которые конкретная сталь держать не в состоянии, в результате чего такой участок на кромке становится сродни заусенцу, и часто является одним из этапов формирования нового микрозаусенца) при этом, надо, с одной стороны - работать преимущественно "на зерно", но при том и не забыть выполнить работу, которую обычно после брусков, камней и притиров, выполняют уже на ремне - т.е. направку "от зерна". Абразивная плёнка и бумага с втёртой пастой, поскольку способны выполнить и последний этап заточки и направку- требуют разделить эти два аспекта и разделением является как раз работа "на" и "от" зерна. Преимущественная, примерно 2/3 времени идёт "на зерно" - заострение, избавление от ослабленных тоненьких "чешуек" стали с кромки, но оно же формирует и достаточно выраженный микрозубчик. А вот далее - делая примерно 1/3 проходов в конце работы уже "от зерна" - мы дозированно сглаживаем неровности этих зубчиков, но важно не "слизать" их начисто (иначе получим слишком гладкую, циклюющуюю кожу, кромку.
Это очень ответственный этап, и без качественного оптического контроля выполнить его "по чуйке" удаётся не всегда, и уж точно не при пробах ещё не вошедшего в постоянных обиход последнего используемого абразива. Ногтевой тест и прочие тактильные, на таком уровне тонкости и однородности кромки уже ничего не скажут. Только хорошая оптика и адекватно настроенное освещение.
Но я отвлёкся. В общем, вот от эльбора 2/1, который не успел засесть глубоко (на фото видно, как он хорошо выпирает), в отличие от электрокорунда 1мкм. ранее, алмазная плёнка с добрым количеством текучего минерального масла, справилась отлично.
Я доволен результатом - всё очень тоненько и достаточно однородно, хотя на фасках и осталось сколько-то лунок из под уже удалённого из них зерна, но это уже не критично. Главное - я получил на самой кромке очень аккуратненький и очень-очень мелкий равномерный и при том частый, микрозубчик.
Ну, конечно, не обошлось без косяка в собственно съёмке - я уже устал, сегодня очень жарко и душно, и как оказалось, клинок я перед последним микрофото почистил недостаточно хорошо. Но это уже мелочи. Вот такую кромку удалось получить:
В общем, этой алмазной плёнкой я остался доволен.